Кино. "Завороженный"
Мне пока еще не представилось случая посмотреть этот фильм, однако расскажу, как я принимал участие в его создании. Мой агент по кинематографу и близкий друг Фе-Фе (Феликс Ферри) попросил меня по телефону сделать что-нибудь в жанре кошмара. Это было нужно для фильма "Завороженный". Режиссер, Хичкок, пересказал мне сценарий, причем на редкость увлеченно. Тогда я и согласился. (Хичкок — один из тех немногих повстречавшихся мне в последнее время людей, которые окутаны ореолом таинственности.) Мы с Хичкоком поняли друг друга с полуслова, я принялся за работу, а вскоре мне позвонил Фе-Фе: "Они в восторге от всего, что ты делаешь на студии "Селзник", но все-таки я должен предупредить тебя: они готовы принимать твою работу только маленькими дозами".
Съемки продвигались, и Фе-Фе каждый раз сообщал, что от меня требуются все более крошечные дозы. В одной из сцен, где требовалось мое содействие, было необходимо создать атмосферу кошмара. Посетители танцзала должны были испытать чувство, будто на них что-то давит, ощутить беспокойство, тревогу. "Чтобы добиться этого эффекта, — сказал я Фе-Фе, — мне придется подвесить под потолком танцзала пятнадцать роялей, самых тяжелых и внушительных, какие только можно найти, и они будут медленно раскачиваться над головами посетителей. Люди примут позы, делая вид, что танцуют, но на самом деле они даже не сдвинутся с места. Они будут силуэтами, быстро тающими в отодвигающейся перспективе, и в конце концов исчезнут в глубоком мраке".
Фе-Фе рассказал об этой идее Хичкоку, и тот нашел ее превосходной. Вместе они представили ее на обсуждение экспертам — в Голливуде бесчисленное множество экспертов, ответственных за то, чтобы в фильме не к чему было придраться. Спустя несколько дней я пришел на студию "Селзник" в намерении приступить к съемкам сцены с роялями. И остолбенел, не увидев ни роялей, ни картонных силуэтов, которые должны были изображать танцующих. Потом мне показали микроскопические модели роялей, подвешенные к потолку, и около сорока карликов — на взгляд экспертов, они вполне могли создать эффект перспективы, которого я так добивался. Я не поверил своим глазам. Сцену тем не менее сняли именно так, с картонными роялями и настоящими карликами (вероятно, это были искусственные люди в миниатюре). В результате с помощью этих роялей не удалось создать той атмосферы, которая возникла бы с настоящими роялями, подвешенными на веревках, которые вот-вот порвутся, и отбрасывающими на пол зловещие тени (чтобы получились тени, один из экспертов воспользовался хитроумным устройством, способным нагнетать мнимые тени); что касается карликов, то любой зритель мгновенно догадается об этой уловке. Ни Хичкоку, ни мне сцена не понравилась, и мы решили вырезать ее.
По правде говоря, фантазия голливудских экспертов — единственная вещь, которая останется выше моего понимания.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |