Катрин Милле. Дали и я
Новая книга известной французской писательницы и искусствоведа Катрин Милле посвящена «великому и ужасному» Сальвадору Дали, человеку, который не только выстроил миф о самом себе, но и заставил окружающих принять этот миф. Незаурядность личности художника проявлялась в том, с какой честностью и беспощадной наблюдательностью он открывал публике потаенные грани собственной психики, а также те стороны жизни тела, о которых редко говорят вслух. Вполне понятно, что Милле, автор нашумевшей книги «Сексуальная жизнь Катрин М.», создает текст, идущий вразрез с канонами классического искусствознания. Писательница принимает вызов своего героя и, размышляя о живописном и литературном творчестве Дали, о его привычках, маниях, фантазмах, проецирует его открытия на собственную жизнь.
Катрин Милле — известный художественный критик, главный редактор парижского журнала «Art Press», автор книг «Современное искусство Франции» (L'Art contemporain en France) и «Сексуальная жизнь Катрин М.» (La Vie sexuelle de Catherine M.).
Если для голоса, для живой речи Сальвадора Дали характерен особый лиризм, то его тексты, напротив, потрясают своей прямотой. Описания человеческого тела, человеческой сексуальности поражают реалистичностью и зачастую трогают своей простотой. Это не могло оставить меня равнодушной и стало отправной точкой для размышлений о связи остроты зрительного восприятия с онанизмом.
Эта книга — искусствоведческое исследование, выявляющее тот скрытый отклик, который нашли работы Дали в кругу современных художников, и обнаруживающее, что это тоже не что иное, как проекция нашей морали.
Мой подход объективен, поскольку он опирается на тщательное изучение как текстов художника, так и его живописных работ. Но я признаю и неизбежную субъективность того, что я делаю, обусловленную тем, что я «вчитываю» себя в текст Дали. Я потому и оказалась втянута в эту работу, что творчество Дали интересует меня очень давно и очень лично. Я решила никак не ограничивать и не утаивать эту свою субъективную вовлеченность. Ведь именно она и является движущей силой понимания чужого творчества.
Содержание
- Глава I. Тело Дали
- Глава II. «Полиморфное извращение»
- Глава III. Только конкретное
- Глава IV. Общие воспоминания
- Глава V. Скатофилия старого современного искусства
- Глава VI. Sex-appeal Нарцисса
- Глава I. Глаз Цейса
- Глава II. Детальный обзор
- Глава III. «Категорический реализм»
- Глава IV. Касаться глазами
- Глава V. Визуальная одержимость
- Глава VI. Задний проход и другие варианты бегства
- Глава VII. «Источники мастурбации»
- Глава VIII. Одиночество
- Глава I. Океаническое чувство
- Глава II. От угрозы каннибализма
- Глава III. ... к фениксологии
- Глава IV. Scanning
- Глава V. Революция в революции
- Глава VI. Леда, Дали
«Нарцисс, ты теряешь свое тело»
- Глава I. В униформе Дали
- Глава II. Дематериализация искусства и художника
- Глава III. Тело, подчиненное принуждению
- Глава IV. Все о Дали
- Глава V. Мораль