Дали и авангард
Четвертого декабря 1919 года Дали отметил в своем дневнике смерть Ренуара, "вне сомнения, лучшего, или одного из лучших французских импрессионистов", добавив: "Этот день должен стать днем траура для всех художников и для всех, любящих искусство и любящих себя"1. Дневник свидетельствует, что по крайней мере до конца 1920 года преданность Дали импрессионизму осталась непоколебимой. Она даже усилилась во время короткого отдыха семьи Дали в Барселоне летом 1920 года, после его первого посещения Дворца изящных искусств, где он был так очарован пейзажами Хоакима Мира (1873-1940), любимого художника его учителя Хуана Фернандеса Нуньеса, что даже не обратил внимания на работы кубиста Андре Лота2. На рубеже веков X. Мир, наравне с Рамоном Пичотом, Исидором Нонелем и другими, принадлежал к "Шафрановой группе", названной так из-за преобладания желтых тонов в их картинах. Впрочем, поздние работы лишь имели более шумный успех, но Дали он впечатлял и раньше. "Один зал, другой, и наконец тот, который стал для меня духовным убежищем — местом, где можно проводить долгие часы. Мир! Мир!.. Неподвижные воды дьявольской прозрачности, золотистые деревья, небо, расцвеченное волшебными цветами... Но куда больше воды, золотых закатов и тенистых садов, впечатляет — цвет, цвет, цвет, цвет! Мир — гений цвета и света, он стоит в одном ряду с великими французскими импрессионистами, преданным учеником которых является"3. По меньшей мере в одной из работ, выполненной Дали в Кадакесе после встречи с X. Миром, проявляется несомненное влияние экстравагантной палитры последнего4.
Но начинались перемены. В начале 1921 года Пепито Пичот привез Сальвадору от его брата Рамона из Парижа подарок. И при нем записку: "Шлю тебе это, чтобы ты понял: в импрессионизме уже нет былой силы". Подарком оказалась роскошно иллюстрированная книга о футуризме, предрекавшая конец импрессионизма. В этой книге, опубликованной в Милане в 1914 году, были напечатаны манифест футуризма и другие зажигательные футуристические тексты, в сопровождении многочисленных иллюстраций работы Боччони, Карра, Руссоло, Балла, Северини и Соффичи5. Приблизительно в 1927 году Дали сказал Себастьяну Гашу, каталонскому художественному критику, что альбом вызвал у него большой интерес и убедил его в том, что футуризм стал достойным преемником импрессионизма6. Таким образом, Рамон Пичот, подтолкнувший в свое время Дали на путь импрессионизма, указал ему новую дорогу. В доказательство, что он усвоил урок, Дали тут же прямо на книге набросал рисунок в футуристическом стиле — рядом с одной из репродукций Карра. Через сорок лет он признал, что целых четыре месяца находился под влиянием Боччони, "который был не только самым значительным живописцем футуризма, но и самым крупным скульптором"7.
Охлаждению Дали к импрессионизму также способствовали два его друга (чуть старше Дали): Хуан Субиас Галтер и Хайме Мауриси Солер, владевшие всей информацией о последних направлениях в живописи и литературе.
Субиас Галтер (1897-1984), ставший впоследствии видным профессором искусств и истории и выпустивший более сорока книг, часто появляется в юношеских дневниках Дали как постоянный участник компании Карме Роже и ее подруги Лолы. Так же как Дали и Хуан Нуньес, он был поклонником Хоакима Мира8. В статье, опубликованной в мае 1921 года в Фигерасе, Субиас упоминает о плакатах гуашью, выполненных Дали для праздника Святого Креста Господня. По мнению критиков, эти работы многим обязаны Ксавьеру Ногесу Касасу (1873-1941), художнику, изображавшему деревенскую жизнь каталонцев. Однако яркие цвета Дали, по его собственному признанию в 1922 году, сильно отличались от палитры старшего мастера. Субиас по достоинству оценил это своеобразие и назвал плакаты превосходными9. "Ярмарка в день праздника Святого Креста Господня" (1921) дает представление о том, каковы были те работы.
Мауриси Солер (1898-1981), талантливый поэт, в девятнадцать лет основал в Фигерасе еженедельник "Alt Emporda" ("Верхний Ампурдан"), каждый номер которого содержал обзор литературы, написанный самим Солером, и рубрики, посвященные искусству. Газету отличал сильный прокаталонский дух публикаций10. В начале 1920 года Мауриси посвятил одну из страниц номера новой европейской поэзии. Обзор включал отрывки из лекции Аполлинера "Новый дух и поэты" (прочитанной в 1917 году), переводы на каталанский язык Пьера Реверди, Филиппа Супо, Альбера-Биро, Поля Дерме, Маринетти и вызвавшую большой интерес "Футуристическую поэму" одного из великих каталонских бунтовщиков от литературы, Хуана Сальвата-Папассэйта, который какое-то время был любимым поэтом Дали11. Здесь же можно было познакомиться с несколькими сомнительными "рецептами" из манифеста футуристов, один из которых наверняка привлек внимание Дали: восторг "рискованных прыжков"12. Мауриси и Дали стали друзьями, и в 1921 году Сальвадор выполнил несколько эскизов обложек для его книг 13.
Что касается Барселоны, то здесь у Дали была поддержка в лице дяди Ансельмо Доменеча, владельца издательства "Вердагер": он поставлял племяннику новые книги и журналы, держа его в курсе последних событий художественной жизни каталонской столицы. Святая святых столичного искусства того времени была галерея Хосефа Далмау (1867-1937), одного из друзей Доменеча, уроженца индустриального города Манреса. Будучи художником, Далмау в молодости находился под впечатлением от стиля Ар Нуво и успешно выставлял свои картины в кафе "Четыре кота" в Барселоне в 1898 году (то была его первая и последняя выставка как художника). Как и большинство его соратников, Далмау любил Францию и прожил в Париже с 1901 по 1906 год. Осознав, что он не рожден для профессиональных занятий живописью, Далмау вер-иулся в Барселону и стал антикваром, коллекционером и торговцем предметами искусства. Он открыл свой салон сначала на Каррер дель Пи, а в 1911 году перебрался в более просторное помещение на улицу Портаферисса, 18, вблизи бульвара. Здесь в 1912 году он организовал первую в Испании выставку кубистов, на которой были представлены работы Мари Лорансен, Альберта Глеза, Жана Метценже, Хуана Гриса, Ле Фоконье и Марселя Дюшана, чья работа "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, номер 2" стала событием сезона14.
Во время Первой мировой войны Далмау оказывал поддержку некоторым зарубежным художникам, нашедшим убежище в нейтральной Испании, и выставлял их работы. В 1916 году он открыл одну из первых в мире выставок абстрактного искусства, которая прославила Сергея Шаршуна. Тогда же Далмау организовал персональную выставку Альберта Глеза. В 1917 году под его патронажем начал издаваться авангардистский журнал "391", главным редактором которого стал франко-кубинский художник Франсис Пикабиа. В 1918 году Далмау организовал выставку Хуана Миро, испытавшего большое влияние кубистов, представленных на выставке 1912 года; и в октябре-ноябре 1920 года устроил широкий показ работ французского авангарда — среди сорока пяти художников, чьи работы были представлены, особое внимание привлекали Брак, Грис, Липшиц, Леже, Метценже, Миро, Глез, Дерен, Лот, Матисс, Пикассо, Ван Донген, Диего Ривера и Северини15. Энергия Далмау, пропагандиста современного искусства, была неистощимой. "Если Барселона когда-нибудь займет видное место в истории авангарда, — писал критик Хайме Видаль Оливерас, — то это будет исключительная заслуга Далмау"16.
Маловероятно, чтобы Дали видел какую-либо из довоенных или военного времени выставок Далмау; не встречается в его дневниковых записях октября-ноября 1920 года и упоминаний о выставке французского авангарда, проходившей в то время в галерее Далмау. Однако 17 октября 1920 года состоялся страстный диалог Дали с Хуаном Субиасом, только что вернувшимся из Барселоны. "Мы говорили об Эль Греко, о русской революции и о Пикассо, — записал он в дневнике, — а потом о метафизике и кубизме". Трудно представить себе, что Субиас, ценитель искусства, не посетил только что открывшуюся выставку в галерее Далмау. Возможно, он даже показал Дали роскошный каталог с многочисленными иллюстрациями17.
В сохранившихся юношеских записях не упоминается о Пикассо вплоть до лета 1922 года, когда Дали отмечает, что великий художник Пикассо стал одним из его "пристрастий"18. Это действительно так. Дали с головой окунулся в работу, оставив позади свое увлечение импрессионизмом.
Примечания
1. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 48.
2. Felix Fanes, Note 259 to Dali, Un diari: 1919-1920, pp. 217-218.
3. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 121.
4. Список рисунков см.: Dali, Ninots. Ensatjos sobre pintura, 1922, quoted by Anna Maria Dali, Noves imatges de Salvador Dali, pp. 29-30.
5. На титульном листе альбома написано: Boccioni, futurista. Pittura, scultura, futuriste (dinamisto plastico), con 51 reproduzioni quadri sculture di Boccioni-Carra-Russob-Balla-Severini-Soffici, Edizioni Futuriste di "Poesia", Milan, Corzo Venezia, 61, 1914.
6. Письмо Гашу без указания даты воспроизведено в книге последнего: L'expansio de l'art catala al топ, p. 146.
7. Santos Torroella, La tragica vida de Salvador Dali, p. 47.
8. Valles i Rovira, Diccionari de l'Alt Emporda, p. 329; Dali, Un diari: 1919-1920, passim. Субиас стал комиссаром по делам искусств при Каталонском правительстве во времена Республики. Именно он предложил превратить бенедиктинский монастырь Сант-Пере де Рода в национальный памятник.
9. Joan Subias, "Cartells. A Salvador Dali Domenech", Alt Emporda, Figueres, 2 May 1921, p. 1. Репродукции работ Ногеса см.: El Noucentisme. Un projecte de modernitat (catalogue), pp. 129-130, 142-143, 183-185, 327. О критике см.: Felix Fanes's note 365, p. 231 to Dali, Un diari: 1919-1920. Опровержение Дали см.: Dali, Minots. Ensatjos sobre pintura, 1922.
10. Valles i Rovira, Diccionari de l'Alt Emporda, pp. 223-224; Teixidor Elies, pp. 165-167, 498-500.
11. Miravitlles, "Encuentros en mi vida, Dali у Bunuel". Мет говорит, что именно Дали познакомил его со стихами Сальвата-Папассэйта, которые они заучивали наизусть.
12. Alt Emporda, Figueres, "La pagina literaria", 17 January 1920.
13. Они воспроизведены в каталоге: Dali en los fondos de la Fundacion Gala-Salvador Dali (см.: "Библиография", разд. 1) и включают в себя обложки для книг: Leon-Paul Fargue's, Per la musica. Poemes (p. 145), translation by Maurici; Maurici, Estrelles caigudes (p. 146), Maurici, Poemes amb ocells (p.147).
14. Catalogue Miro, Dalmau, Gasch (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 49-51. Borras, Picabia, pp. 171-172.
15. AC. Las vanguardias en Catalunya (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 156-157. Обложку каталога Далмау см.: Miro, Dalmau, Gasch (см.: "Библиография", разд. 3), р. 51.
16. Vidal i Oliveras, p. 49.
17. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 144. См. воспроизведение этих иллюстраций: AC. Las vanguardias en Catalunya (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 156-157.
18. Запись в конце неопубликованной тетради Les cancons del dotze anys (1922), Фонд Галы — Сальвадора Дали в Фигерасе.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |