"Битва при Тетуане"
В 1860 году испанцы отвоевали североафриканский город Тетуан у марокканцев. Гордясь победой, Муниципальный совет Барселоны заказал картины на эту и другие военные темы Мариано Фортуни (1838 — 1874), которого Дали в своей "Тайной жизни" назвал "одним из самых искусных людей на земле"1. Незаконченное гигантское (300 х 972 см) полотно "Битва при Тетуане" с 1920 года хранилось в барселонском Музее современного искусства2. В 1962 году, к столетию знаменитой картины, Дали решил написать ее иронический вариант. "Битва при Тетуане" Дали (1962) изображала самого художника и блистательную Галу во главе марокканского отряда, скопированного с фотографии в "Life"3. Несмотря на угрожающие взмахи мечом воинственного испанского генерала, кажется, что язычники вот-вот одержат верх. Сюжет картины соотносится с дневниковыми записями Дали 1921 года, когда он, комментируя войну в Африке, писал: "Я чувствую себя настоящим мавром".
Ландшафт в этой иронической картине-реплике больше напоминает Ампурдан, чем Марокко (то же самое можно наблюдать и в картине "Африканские впечатления" 1938 года), а мыс на линии горизонта очень походит на мыс между Кадакесом и Розесом. Хижина в центре картины явно намекает на "лачугу", которую Дали купил у Лидии в 1930 году. Работа скорее видится очередной констатацией триумфального пути, пройденного "божественными близнецами" Сальвадором Дали и Еленой Дьяконовой, нежели данью уважения Фортуни. Знаменательно, что один из подготовительных эскизов этой работы был подписан: "Гале от ее Диоскура"4.
Пятнадцатого октября 1962 года обе картины выставили в Зале Тинель в Барселоне. Дали прилюдно заявил, что его работа явилась результатом расстройства желудка и что его целью было создание самого откровенного китча, какой только можно вообразить. Рафаэль Сантос Торроэлья, десятки лет близко знавший Дали, был согласен с этим. Картина представляла собой мешанину не сочетаемых друг с другом элементов, цитат из полотен Дали и действительно вызывала ассоциации с конечным продуктом серьезного расстройства желудка! Виртуозного мастерства в ней было достаточно, недоставало одного — "всеохватывающего таинственного чувства", присущего подлинному искусству. Дали, принципиально не пропускавший критики в свой адрес, немедленно написал в газету раздраженный ответ5.
Что бы там ни думал Сантос Торроэлья о "Битве при Тетуане", она понравилась Х. Хартфорду, уже приобретшему "Открытие Америки Христофором Колумбом". Дали устроил для миллионера специальный просмотр картины в Нью-Йорке, и тот приобрел ее для своей галереи6.
Кроме этих событий, осень 1962 года была отмечена выходом в свет книги Робера Дешарна "Дали Галы", названной в американском и английском изданиях "Миром Сальвадора Дали". По словам Дешарна, в 1960 году его и Дали одновременно осенила мысль сделать совместную книгу. Результатом стало первое роскошное издание о Дали, в которое вошли репродукции значительного количества работ с комментариями художника (правда, не всегда удачными) и фотографии Дали, Галы и Порт-Льигата.
Прошло девять лет с тех пор, как Дешарн впервые встретился с Дали. Фильм, который они собирались снимать, так и не был снят, но француз продолжал часто видеться с супругами. Любознательный Дешарн, положивший начало исследованиям о художнике, слишком доверял тому, что рассказывал о себе сам Дали (например, версии о смерти его старшего брата). О комментариях Дали к собственным картинам Дешарн писал: "Они не могут считаться таковыми в прямом смысле слова. Картины Дали — плоды подсознания, и он сам часто не может объяснить своих произведений". Тем не менее лишь к небольшой части творений, вошедших в книгу Дешарна, можно отнести понятие "автоматизм". Большинство картин не требовало никаких "объяснений". Несомненно, сильной стороной книги Дешарна оказались фотодокументы, запечатлевшие лабиринт жилых покоев Дали в Порт-Льигате и вид окрестностей. Превосходно удались цветные фотографии бухты Порт-Льигата и скал мыса Креус.
Дали и Гала были польщены этой книгой-дифирамбом. Мари-Лор де Ноай устроила вечеринку в честь ее выхода, а уже 10 декабря 1962 года Дали ставил автографы на всех экземплярах, продаваемых в знаменитом книжном магазине "Ла Ун" на бульваре Сен-Жермен. Мастер при этом не преминул продемонстрировать очередную мистификацию. К его правому предплечью были подсоединены провода специальной системы, якобы фиксировавшей колебания "осциллограммы" в тот момент, когда он ставил очередную подпись. Это должно было выражать личное отношение автора к каждому покупателю книги. Дали по-прежнему нельзя было отказать в бесконечной изобретательности, когда дело касалось материальных выгод и рекламы его изделий7.
Примечания
1. SL, р. 149, Note.
2. Cataleg de pintura segles XIX a XX. Fons del Museu d'Art Modern, Ajuntament de Barcelona, 1987, I, p. 406.
3. Morse, Animal Creckers, p. 142.
4. Картина воспроизведена в DOH, p. 363; картины и некоторые эскизы см.: Descharnes and Neret, Dali, II, pp. 538-541.
5. Santos Torroella, "Arte у No arte de Salvador Dali en su homenaje a Fortuny".
6. Secrest, p. 195.
7. VPSD, p. 160.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |