Носороги и ДНК
В начале 50-х годов малоизвестный фламандский поэт Эммануэль Лютен сделал Дали неожиданный подарок — рог носорога. "Этот рог спасет мне жизнь!" — сказал он Гале, сам не зная почему1. Впрочем, Дали, никогда прежде не видевший и не державший в руках это чудо, стал теперь его владельцем. Должно быть, это знак! Рог носорога вошел в список символов и маниакальных увлечений Дали, появившись в двух картинах 1950 года: второй вариант "Мадонны Порт-Льигата" и "Дезинтеграция носорога"2. Затем, 5 июля 1952 года Дали осознал, что его необъяснимое предчувствие в связи с подарком начинает сбываться: он заметил, что Христос, над изображением которого он тогда работал, "состоит" из носорожьих рогов! "Потрясенный своим открытием, я упал на колени, как настоящий безумец", — записал Дали в дневнике. Он вдруг стал находить рога носорогов во многих своих картинах, даже в созданных гораздо раньше. Он обнаружил два рога в сланцево-слюдяных скалах мыса Креус и в верхнем выступе камня — Великого Мастурбатора. Дали понял: форма носорожьего рога — это геометрическая основа изображения любого объекта!3
Впервые Дали применил свое открытие в картине "Юная девственница, удовлетворяющая себя рогами собственного целомудрия" (1954). Эта работа, выполненная на основе фотографии из эротического журнала4, была приобретена компанией "Плейбой" (Лос-Анджелес). Из всех картин Дали, воспевающих женские ягодицы, она является наиболее эротичной. Лукавый Дали без труда отводил от себя обвинения, что на картине рога имеют фаллическую форму. "Рог носорога происходит от единорога, символа непорочности", — говорил он Рейнольду Морзу. "Парадоксально, но эта столь эротичная картина — самая целомудренная"5.
Рога носорогов вновь предстают в работе того же года "Обнаженный Дали, созерцающий пять правильных фигур, превращающихся в корпускулы, среди которых неожиданно появляется Леда Леонардо, с набором хромосом лица Галы". Здесь рога соседствуют с новым символом — молекулой ДНК, очередным увлечением Дали. Впервые молекула ДНК была обнаружена в 1930 году, но только результаты исследований, опубликованные в 1953 году Фрэнсисом Криком и Джеймсом Дьюи Уотсоном, с описанием двойного спиралевидного строения молекулы, вызвали общественный резонанс. Дали, как свидетельствуют его картины, не остался в стороне.
На фоне стилизованного мыса Креус "гиперреалист" Дали стоит на коленях на берегу, его левая нога скрыта под водой, а гениталии стыдливо спрятаны за висящим в воздухе морским ежом; рядом на морском дне спит собака, изображение которой уже дважды появлялось в картинах Дали 1950 года. Воспроизведение головы Галы (едва узнаваемой) представляет собой водоворот молекул и носорожьих рогов, окруженных разноцветными частицами6. Рейнольд Морз намеревался купить картину, до того как Дали добавил цветные корпускулы. Коллекционер пришел в ужас, увидев, что новые детали вносят беспорядок и уменьшают "степень воздействия маленького шедевра с коленопреклоненным обнаженным Дали":
Приблизительно тогда же, когда молекулы ДНК заполнили полотна Дали, его озарило, что "Кружевница" Вермера также состоит из рогов носорога. К великому удивлению служительниц Лувра, где художнику разрешили сделать копию, на его полотне оказалось изображение разлетающихся носорожьих рогов. Позже Дали прокомментировал: "Эти рога — единственные в царстве животных — сконструированные в точности, как и на этой картине, в соответствии с совершенной логарифмической кривой. Это логарифмическое совершенство направляло руку Вермера8, когда он писал "Кружевницу"9.
Новооткрытая носорогомания Дали привела к очередному кинопроекту, сменившему "Телегу плоти". Он получил название "Удивительная история "Кружевницы" и носорога". Для этой работы Дали нанял Робера Дешарна — двадцативосьмилетнего французского фотографа из Невера, с которым недавно познакомился в Париже. Некоторые кадры фильма сделаны между 1954 и 1961 годами, в том числе и в зоопарке "Венсан" (где долго и безуспешно пытались снять на кинопленку сопротивляющегося носорога, с прикрепленной к носу репродукцией "Кружевницы"). Но фильм не был закончен. Впоследствии, заслужив доверие Дали и Галы, Дешарн сделал более восемнадцати тысяч фотографий супругов и начал серьезно изучать творчество художника. Много лет спустя он стал последним секретарем Дали10.
Дали постарался выжать максимум эффекта из своей носорогомании. Семнадцатого декабря 1955 года он прибыл в Сорбонну в открытом "Роллс-Ройсе", битком набитом кочанами цветной капусты, для чтения лекции под названием "Феноменологические аспекты параноидно-критического метода". Это было одно из самых блестящих представлений в его жизни: студенты искренне восхищались четко построенными тезисами о том, что в форме линий цветной капусты, подсолнуха и зада носорога присутствует все та же совершенная логарифмическая кривая11. Один из слушателей высоко оценил способность Дали к развенчиванию общепринятых ценностей. "Мы очень нуждались в подобных первоклассных развлечениях, открывающих нам возможность смеяться над известными богами", — писал Ален Жофрэ12.
Позже Дали говорил о своем изумлении, когда выяснилось (при наблюдении за носорогами из зоопарка "Венсан"), что половой акт носорогов длится достаточно продолжительное время — полтора часа. Он также обнаружил, что, подобно самому художнику, животное проявляло явный интерес к своим экскрементам. Несколько лет Дали изучал причуды носорожьего быта и даже был сфотографирован Филиппом Хольсманом за беседой с одним из животных. Он также мечтал основать вместе с Альбером Скира периодическое издание под названием "Носорог"13.
Примечания
1. DG, p. 46.
2. Descharnes and Neret, Dali, II, No. 965, p. 437.
3. DG, pp. 46-47, 52; Morse, Dali. A Panorama of his Art, p. 193.
4. Descharnes and Neret, Dali, II, p. 480.
5. Morse, Dali. A Study of his Life and Work, pp. 78-82.
6. Воспроизведено в DOH, p. 338.
7. Morse, Animal Creckers, p. 72.
8. Копия "Кружевницы" Вермера получила название "Параноидно-критическая версия "Кружевницы" Вермера." (1955) (Примеч. ред.).
9. Descharnes, The World of Salvador Dali, p. 54. Картина воспроизведена также в DOH, p. 348.
10. Робер Дешарн родился 1 января 1926 г. в Неверсе (Juzdago de Instruccion de La Bisbal, Girona. Diligencias Previas num. 1875, Ano 1984, folio 25); DOH, p. 323.
11. Текст лекции см. в VPSD, pp. 144-145.
12. Ibid., p. 146.
13. Dali and Pauwels, p. 248; фотографию Дали с носорогами см. в каталоге Dali fotograf, Dali en els seus fotografs (см.: "Библиография", разд. 1), pp. 52-53.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |