Зал Мэй Уэст
Дали воплотил этот проект в жизнь при участии архитектора Оскара Тускетса и инженера-строителя Педро Альдамиса. Глазами изображения служат увеличенные отретушированные фотографии картин пуантилистов с видами Парижа; нос — это камин с поленьями; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса, был сделан известным парикмахером Льюисом Льонгерасом; и наконец, следует отметить диван-губы, идею которого Дали воплотил еще в 1937 году в образце, выставленном в парижском магазине своей знакомой, дизайнера Эльзы Скиапарелли. Другими элементами композиции являются веер с часами, старинные ходики, два кувшина и Венера Милосская с шеей жирафа и выдвижными ящиками. Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться на лестницу, завершаемую верблюдом, подаренным художнику фирмой "Кэмел". К верблюду подвешена уменьшающая линза, в которой и возникает лицо Мэй Уэст. Можно также утверждать, что в оформлении зала есть и предвосхищение поп-арта: на потолке мы видим перевернутую вверх ногами ванную комнату, установленную Дали в 1977 году.
В этом зале Дали отдает дань художникам-гиперреалистам. Следует вспомнить, что он написал к книге Линды Чейз "Американские художники-гиперреалисты", опубликованной в 1973 году, предисловие с заглавием "Острый сибаритский гиперреализм". Здесь мы также можем увидеть полотна в черных, серых, красных и небесно-голубых тонах художника из Руана Сильвера Годере, выполненные в 1975 году по заказу Дали. Первое из них — копия работы Эвариста Виталя. Люмине "Обезнервленные из Жюмьежа"; по соседству находится оригинал рекламы фирмы "Кэнон", который Дали распорядился установить в необычное положение, перекликающееся с силуэтом лодки с предыдущего полотна. Дали считал, что оба экспоната некоторым образом являются одной и той же картиной. Третья работа Годере представляет собой копию обложки диска Дюка Эллингтона. Дали хотел смешать живопись Бугеро и гиперреалистов, чтобы полюбоваться контрастом салонной и авангардной живописи. На той же стене находится карандашный портрет Дали, выполненный с фотоснимка Себастьяном Сестеро в 1975 году.
Далее, в нише, — две работы Дали: расписанный маслом кусок фанеры (Дали втиснул его сюда, поскольку он подходил по размеру), на котором изображена мохнатая Венера, будто фонтанчик, пускающая струю молока в рот амурчику, и покрытая патиной бронзовая фигура Венеры Милосской с ящиками и шеей жирафа 1973 года.
Под лестницей можно увидеть поп-артовский монтаж из пластмассы и. ткани с японскими фигурами, а с другой стороны лестницы -композицию, включающую гиппопотама, скрипача, дискобола и реальную ложку, к которой визуальный эффект добавляет иллюзию чашки. Еще одну такую чашку с ложкой можно увидеть в коридоре.
На стене напротив входа находится бело-синий гипсовый слепок "Оториналогическая голова Венеры" (1964), то ли чудище, то ли божество, с ухом вместо носа и носом вместо уха. Затем следуют: написанная маслом на крафт-бумаге мужская фигура, сидящая спиной к зрителю; первоначально она должна была помещаться под куполом, но из-за сложности контура не была вырезана; вызывающая тревожное чувство скульптура "Стул-манекен" (1976) с такими элементами, как цепи и свечи; другая крупноформатная картина маслом по дереву "Голова Микеланджело" (ок. 1975) с ящиком во лбу, из которого тянутся нити; и еще, в стеклянном шкафу, придуманная Дали маска со шляпой, в тулью которой встроены ящики, в таком наряде он появился на балу-маскараде семейства Ротшильдов. У маски четыре лица: два — дадаистские вариации портрета "Моны Лизы", одна — с усами, другая — с бородкой, третье лицо — с портретом Хелен Ротшильд, а четвертое — пустое место, предназначенное для лица обладателя маски.
По другой стене — картина Дали "Голова" (1926), лицо с тенями в фиолетовых и землисто-зеленых тонах из серии, созданной после посещения мастерской Пикассо в Париже; у стены стоит стол, спроектированный Бигасом Луной, известным испанским кинорежиссером, из серии "Девять сломанных столов", подходящий, по мнению Дали, для поедания морских ежей.
Вид одной из сторон Зала Мэй Уэст с картиной 1926 г. «Голова»
Справа, уже у выхода, видно, что в перегородке, которой завершается инсталляция, проделаны два отверстия (одно — для взрослых, другое — для детей), предназначенные для того, чтобы любопытные посетители заглядывали в них, одновременно образуя длинные очереди, что так нравилось Дали. В некотором отношении этот монтаж можно уподобить инсталляции Марселя Дюшана "Etant donne" или другим инсталляциям самого Дали, в частности, спроектированной для Всемирной выставки в Нью-Йорке работе "Сон Венеры" 1939 года. Слева — еще одна гиперреалистическая картина "Суд над Мери Дуган".
На стене, ведущей к выходу, мы видим фотокомпозицию с женской фигурой в стиле оп-арта, "Donyale`s Tee Vee", Луиджп Каццанига и плакат к выставке американских художников-гиперреалистов из коллекции Даниэля Хештера; выставку планировалось провести в Театре-Музее, но она так и не состоялась. Дали превозносил американских гиперреалистов, что позволяло ему, по его словам, с большим наслаждением мстить художникам-абстракционистам.
Вновь оказавшись в коридоре, справа мы видим инсталляцию со скульптурой дремлющей в кресле-качалке старухи (работы Франсеска Англеса), привязанной чем-то наподобие красной пуповины к нарисованному на потолке ведру, единственному ненастоящему из остальных ведер. Тут же привлекают внимание фантасмагорические головы с горящими красными глазами — намек на работы Канарского художника и друга Дали и Лорки Нестора Фернандеса де Торре.
Огромная люстра попала сюда из клуба "Спорт", членом которого состоял отец Дали. Дали говорил, что станет по-настоящему известным лишь тогда, когда о нем заговорят в этом главном клубе Фигераса. Также здесь можно увидеть штандарт, образованный буханкой хлеба и бараньей головой, картину "Нимфы и сатир", приписываемую Бугеро, и одно из антропоморфных кресел, спроектированных Дали для сада в его доме в Порт-Льигате. На боковой стене за аркой Дали написал титанов, похожих на гигантов Джулио Романо, украшающих просторные залы Палаццо Дель Те в Мантуе.
Войдя в коридор, мы видим первую витрину с обитой фазаньими перьями задней стенкой, за ней следуют еще три таких же витрины. Здесь следует отметить копию "Ретроспективного женского бюста" 1933 года, впервые показанного на выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьера Коля в том же году и повторенного с некоторыми изменениями в 1970 г. Вспомним, что Дали внес большой вклад в изобретение и оценку значимости сюрреалистического объекта. Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками, лентой из старинного проекционного аппарата зоотропа, батоном хлеба с бронзовым чернильным прибором и фигурами из "Анжелюса" Милле, столь частыми в образной системе Дали. Роль постамента играет рука в черной перчатке, вокруг которой обвивается другая рука из белого парафина. Завершают убранство витрины акулья челюсть, скелет летающей рыбы, реальная ложка с иллюзорной пластмассовой чашкой и многозначный рог носорога.
Интерьер двух витрин, созданных Сальвадором Дали
Во второй витрине Дали создает ансамбль образов, отличающихся великолепием, среди которых, на фоне тех же фазаньих перьев, выделяются жакет от Коко Шанель и скульптуры — "Цветок зла" в форме кувшина из стеклянной пасты фирмы "Даум" 1970 года с вставленными в него ступнями (одна — парафиновая, а вторая — анатомический муляж) и мифологические братья Диоскуры, Кастор и Поллукс, сыновья Зевса и Леды (версия в металле гравюры "Бессмертие Кастора и Поллукса" из книги-объекта "Десять рецептов бессмертия").
В третьей витрине выставлены гиперкубическое распятие, образуемое механической конструкцией из зеркал на шарнирах с Христом внутри; репродукция картины 1954 года "Гиперкубическое распятие", находящейся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке; обезглавленная и перевернутая классическая скульптура из гипса; и небольшой гиперкубический крест из оливкового дерева.
Затем мы видим витрину Френсиса Грубера (1912-1948), которую Дали решил установить в музее, когда уже жил в Башне Галатеи, а далее, справа по коридору, — небольшое помещение, в котором выставлены четыре оп-артовских экспоната из пластика (они стоят на рисунках Дали, среди которых следует обратить внимание на фигуру Богоматери с младенцем), рассчитанные на создание оптической иллюзии. Огромная картина маслом по дереву 70-х годов (парафраз "Весны" Боттичелли) с пронизывающим листву светом и потрясающим цветовым решением фигуры завершает общий ансамбль. Следуя далее, мы увидим литографии Дали из серии "Мифологии", а также иллюстрации к драме "Жизнь есть сон" Кальдерона де ла Барка.
На лестничной площадке, откуда можно подняться на верхние этажи, мы увидим в стеклянном шкафу "Венеру Милосскую с ящиками", копию гипсового оригинала 1936 г., выполненную Марселем Дюшаном по рисунку Дали. Этот экземпляр входил в серию, выпущенную в 1964 г., и изготовлен из бронзы, покрытой гипсом. В одном из интервью 1970 года для журнала "Ла актуалидад эспаньола" Дали сказал: "Венера Милосская символизирует мир выпуклых форм, к которому я добавил лишь то, что уже было добавлено христианством и Фрейдом: я помещаю в платоническое тело ящики и отсеки с элементами подсознательного, чувства вины и духовного совершенствования, веры и надежды, вертикальной и горизонтальной любви и, главное, сюрреализма".
Зал Мэй Уэст. В центре популярная трехмерная инсталляция, посвященная этой американской актрисе
Уменьшающая линза, подвешенная к верблюду, позволяет посетителю увидеть лицо Мэй Уэст
Фотография с лестницы, откуда через уменьшающую линзу можно охватить взглядом центральную композицию зала
Различные инсталляции Зала Мэй Уэст
«Оторинологическая голова Венеры», 1964
Инсталляция под названием «Рай»
Ванная комната на потолке Зала Мэй Уэст, перевернутая вверх ногами
«Ретроспективный женский бюст» 1974г., копия работы 1933 г., выставлявшегося в том же году в галерее Пьера Коля в Париже
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |