А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Внутренний двор

Театр-Музей Дали в Фигерасе

Поразительный внутренний двор — сад под открытым небом — разбит на месте партера муниципального театра Фигераса. В центре двора возвышается вертикальная инсталляция с внушительным кадиллаком. Скульптура Эрнста Фукса "Великая Эсфирь" изображает женскую фигуру, тянущую цепями колонну Траяна из автомобильных шин — дань римскому императору, выходцу из античной Испании, к которому художник испытывал сильнейший интерес. Мраморный бюст Франсуа Жирардона и "далинизированный" "Раб" Микеланджело, вместе с лодкой Гала и черным зонтом, являются составными частями величайшего, по мнению Дали, сюрреалистического памятника в мире.

Со стен старого театра нас приветствуют манекены, чередующиеся с обугленными балками, гротескными чудищами, восемью барельефами из серии "Искусство и ремесла", созданными к Всемирной парижской выставке 1900 года, и метафизическими рукомойниками, похожими на ангелов. И снова здесь ощущается присутствие музы Сальвадора Дали, о чем свидетельствуют четыре жардиньерки, образующие букву "С" имени "Са1а". За огромной дверью-окном можно увидеть сцену с задником для балета "Лабиринт", а подобранная маэстро музыка наполняет пространство своим звучанием.

Весь ансамбль центрального внутреннего двора музея можно истолковать как грандиозную инсталляцию в духе дионисийских ритуалов, принесения даров, игры и празднеств. При посещении Театра-Музея Дали приглашает нас принять участие в ритуале или игре и напоминает, что таким образом мы становимся одновременно и зрителями, и творцами.

Нас, посетителей-зрителей, поразит монументальность "Дождливого такси" — скульптурной группы с кадиллаком, созданной по случаю Всемирной выставки сюрреализма. Выставка была организована Андре Бретоном и Полем Элюаром в парижской Галерее Изящных Искусств в январе-феврале 1938 года с участием Марселя Дюшана, "генератора идей и арбитра", и Сальвадора Дали с Максом Эрнстом в качестве специальных экспертов. Автомобиль — часто встречающийся иконографический элемент в творчестве Дали, в нем сочетаются ископаемая, древнейшая материя и нечто из новейшей истории человека — машина, обеспечивающая передвижение. Эта особенно популярная в Соединенных Штатах модель была подарена художником супруге. Дали утверждал, что было сделано только шесть таких такси и приписывал владение одним из них, возможно в шутку, Аль Капоне, объясняя разбитые стекла в выставленном в музее экспонате якобы результатом акта вандализма. По словам художника: "Одна из машин принадлежала Рузвельту, другая — Кларку Гейблу и т.д. А это — четвертая копия знаменитого "Дождливого такси" из уцелевших на сегодняшний день. Первая была выставлена на Выставке сюрреализма в Париже и стала сенсацией. Вторая — на Всемирной выставке-ярмарке в Нью-Йорке, а третья — на обзорном сюрреалистическом показе в Музее современного искусства Нью-Йорка". Здесь Дали имеет в виду павильон "Сои Венеры", представленный им на Всемирной выставке-ярмарке в Нью-Йорке в 1939 году, его можно считать первой, тогда еще робкой попыткой создания такого художественного объекта, которым в будущем станет Театр-Музей.

На капоте, будто пробка радиатора, стоит скульптура царицы Эсфири, "Великая Эсфирь", 1968-1973 гг., подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса. Дали считал ее прообразом "Нана" Ники де Сен-Фаль. Внутри кадиллака из сложного сплетения труб непрерывно капает дождь к большому удовольствию виноградных улиток, составляющих компанию парочке манекенов и их шоферу.

Внутренний двор Театра-Музея Дали

Лодка, принадлежавшая Гала и вместе с зонтом увенчивающая все сооружение, удерживается в равновесии благодаря костылям, вездесущим элементам далинийской иконографии. На фоне колонны из шин выделяется изящный мраморный бюст Франсуа Жирардона, скульптора, руководившего оформлением Версаля после смерти Ле Брюна, а над бюстом можно увидеть выкрашенного в черный цвет "Раба" Микеланджело, "далинизированного" с помощью автомобильной шины (на третьем этаже, у входа в коридор, Дали поместил еще одного "Раба", на этот раз накрыв его хомутом). Стоит обратить внимание на имитацию капель воды, рядами висящих под килем лодки, с необычайной точностью воспроизведенных художником, и на уже упомянутый черный зонт, который с каждой опущенной посетителем монетой открывается и закрывается, после чего внутри такси начинает идти дождь.

Из стен торчат обуглившиеся балки — по мнению Дали, следствие очистительного пламени, из которого, не стоит забывать, родился будущий Театр-Музей. Согласно желанию художника, следы пожара были сохранены. Также привлекают внимание рукомойники, образующие хор ангелов. В наброске, записанном в Порт-Льигате в мае 1976 года под названием "Т", Дали пишет: "Гораздо раньше египетских пирамид, задолго до вокзала Перпиньяна, на самой заре гомо эректуса первым видением, открывшимся его душе, был образ белейшего рукомойника марки "Рока", спроецированного на жесткий контур буквы "Т", озаряемой солнцем". По окнам расставлены в различных позах позолоченные манекены в стиле ар деко двадцатых годов — двадцать одно действующее лицо мнемотехнической диспозиции, холодное бесстрастное присутствие которых вступает в контраст с общим оформлением пространства.

В четырех нишах первого этажа выставлены справа налево: "Венера Велата" Оливье Бриса; фигура, выполненная из бронзовой цепи, под названием "Посвящение Брачелли" (художник-маньерист XVII века, так же, как и Лука Камбиазо, привлекавший Дали своей способностью деформировать и переосмысливать человеческую фигуру); металлическое платье от Пако Рабанна, характерного покроя, увенчанное позолоченным черепом крокодила и дополненное сзади маленькой бронзовой статуэткой "Человека-птицы" работы Дали, придающей группе слегка египетский оттенок; в четвертой нише выставлена вторая скульптура "Посвящение Брачелли".

У центрального входа во внутренний двор по обеим сторонам стоят настоящие фонари парижского метро, созданные по проекту архитектора Эктора Гимара и установленные на опору из окаменелых пиренейских улиток. Вспомним, что Дали постоянно превозносил искусство модернизма, особенно Антонио Гауди. В этом отношении интересна его статья "О жуткой и съедобной красоте архитектуры стиля модерн", написанная для декабрьского выпуска журнала "Минотавру в 1933 году. Дали всегда отстаивал творческую архитектуру, поставляющую "машины для сновидений" и усиливающую "работу желаний".

Скамьи, с которых можно любоваться всем этим потрясающим ансамблем, украшены восемью барельефами из серии "Искусство и ремесла", изготовленными для Всемирной парижской выставки 1900 года скульптором Гийо и художником-керамистом Мюллером. В вечерние часы их иногда подсвечивают алебастровыми кувшинами, установленными Дали в период присоединения к музею Башни Галатеи (1984-1989 гг.). У пандуса взгляд задерживается на вьющихся растениях и двух загадочных бюстах, некогда бывших частью убранства барселонского особняка Льео Морера. Стоит присмотреться и к жардиньеркам, образующим букву "С" имени "Са1а", о которых Дали сказал: "Весь двор-сад засажен миртом в форме буквы "С". В древности этот куст символизировал любовь. А здесь они посажены в честь Гала".

Лодка Гала

По теории Дали, если в противовес выбору всегда следовать принципу накопления, то время и пространство позаботятся о том, чтобы привести все в порядок. Этой установке художник остается верен и в своем творчестве, и в Театре-Музее. Хорошим примером тому служат гротескные, как ему нравилось их называть, чудища, созданные им в 1975 году вместе с Антони Пичотом, которые мы видим в простенках между центральными окнами двора. Эти скульптурные группы состоят из множества элементов: улитки, камни с мыса Креус, срубленные ветки платанов с бульвара Рамбла в Фигерасе, которые Дали решил пустить в дело, обломки горгулий из соседней церкви Святого Петра, тоже горевшей в Гражданскую войну, старое блюдо, найденное в муниципальном парке, и выдвижные ящики старой меблировки мэрии Фигераса, которые, по мнению Дали, всегда хранят в себе информацию.

Композиция состоит из четырех чудищ, два из них расположены по центру и обрамляют вход во двор. То, что справа, сконструировано из блюд, ящиков, китового остова и каменного рога и представляет собой существо мужского пола. То, что слева, более декоративное, с ракушками, улитками и стволами деревьев, олицетворяет женское начало. Оба они безруки. У двух боковых, менее цельных чудищ нет тел, зато есть руки, сложенные крестом. Правое из них, по выражению Дали, слегка аристократично, поскольку у него на груди красуется герб древнего рода. И в очередной раз кажется, что все они явились посмотреть спектакль среди зелени заброшенного романтического сада. Они напоминают чудищ парка Бомарцо, расположенного в 90 километрах от Рима; от посещения этого места Дали пришел в восторг и вдохновил итальянцев на его восстановление. Чудища Дали к тому же еще и служат фонтанами — из их ртов льется поступающая по системе труб вода. Фонтаны работают по ночам в августе, когда разрешены вечерние посещения Театра-Музея.

Музыка, сопровождающая нас во время посещения музея, была подобрана самим Дали и вносит завершающий штрих в создание особой атмосферы. Здесь можно услышать "Тристана и Изольду" Вагнера, одного из любимых композиторов художника. Вспомним, что 15 декабря 1944 года в Нью-Йорке состоялась премьера "Безумного Тристана" Дали — "первого параноического балета на тему вечной легенды о любви до гроба". Сюжет балета основан на опере Вагнера "Тристан и Изольда". Вагнер присутствует и в живописных работах Дали. Например, в этой же части музея, в коридоре, за стеклом витрины выставлена картина с тем же названием. В музее также можно послушать оперу Жоржа Бизе "Искатели жемчуга" и музыку из сакральной лирической драмы "Мистерия Эльче" (театрализованного представления на тему вознесения Девы Марии), на котором Дали побывал в 1973 г.

Два пандуса из белого мрамора, спроектированные по оригинальному эскизу румынского скульптора Дамиана, ведут нас к застекленной стене, за которой открывается сцена под куполом. Дали и Эмилио Перес Пинейро сконструировали макет стеклянной стены, которую должны были установить в центре музея, чтобы отделить партер от бывшей сцены. Этот макет, который можно сегодня увидеть в Зале "Темпьепо Браманте", сделан из квадратов метакрилата с рисунками Дали, яркими и многоцветными, их образность, согласно замыслу художника, должна была переполнять души посетителей, чтобы они получили сильнейшее зрительное впечатление.

Инсталляция внутреннего двора-сада, напоминающая театральную декорацию
Инсталляция внутреннего двора-сада, напоминающая театральную декорацию

Лодка Гала и черный зонт венчают самый большой в мире сюрреалистический памятник
Лодка Гала и черный зонт венчают самый большой в мире сюрреалистический памятник

Декоративные элементы, способствующие созданию особой атмосферы внутреннего двора
Декоративные элементы, способствующие созданию особой атмосферы внутреннего двора

Декоративные элементы внутреннего двора Театра-Музея Дали

Головы гротескных чудищ, сторожащих двор

Головы гротескных чудищ, сторожащих двор
Головы гротескных чудищ, сторожащих двор

Гротескные чудища между центральными окнами двора, созданные Дали в 1975 году при содействии Антони Пичота
Гротескные чудища между центральными окнами двора, созданные Дали в 1975 году при содействии Антони Пичота

Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов
Эти скульптурные группы фантастических существ, возникающих из мрака, состоят из множества различных элементов

Позолоченный манекен в стиле ар деко приветствует нас
Позолоченный манекен в стиле ар деко приветствует нас

«Венера Велата» Оливье Бриса
«Венера Велата» Оливье Бриса

Фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Триста Фукса
Фигура царицы Эсфири работы австрийского скульптора Триста Фукса

«Дождливое такси» главенствует во внутреннем дворе
«Дождливое такси» главенствует во внутреннем дворе

Манекен и шофер — часть композиции «Дождливого такси»

Манекен и шофер — часть композиции «Дождливого такси»
Манекен и шофер — часть композиции «Дождливого такси»

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»