Безумная жизнь Сальвадора Дали

На правах рекламы:

• На www.bonvi.ru купить шампанское кристалл в москве.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Бретон и Пикабиа в Барселоне

В Фигерасе (если еще не в Мадриде) Дали узнал о ноябрьском приезде в Барселону Андре Бретона с лекцией в клубе "Атеней" — центре городской интеллектуальной жизни, и также о его присутствии на вернисаже Франсиса Пикабиа, друга Бретона, в галерее Далмау. Предисловие Бретона к каталогу выставки и его лекция были подготовлены на французском языке (он не владел испанским и совсем ничего не знал об испанской культуре). Лекция на тему "Характер современной эволюции и тех, кто в ней участвует" была прочитана 17 ноября 1922 года. Несмотря на сложный язык, более подходящий для эссе, чем для лекции перед нефранцузской аудиторией, она получила значительный резонанс1.

Основные положения лектора выглядели достаточно просто: кубизм, футуризм и дада представляют тенденции "более общего движения", которое еще не поддается точному определению; явление дада (приверженцем которого был сам Бретон) исчерпало себя. Нарождается новое революционное направление. Двумя годами позже Бретон предложит термин "сюрреализм" (провозглашенный Аполлинером в 1917 году) для обозначения еще "скрытого" в 1922 году движения2.

Дали видел каталог выставки Пикабиа со вступительной статьей Бретона благодаря своему дяде Ансельмо Доменечу. Возможно, Сальвадор был знаком с рисунками механизмов Пикабиа, широко представленными на его выставке в галерее Далмау — некоторые из них были вое-произведены в четырех номерах журнала "391", издаваемом Пикабиа во время пребывания в Барселоне в 1917 году3. Сальвадор был глубоко потрясен презрением Бретона к Сезанну, высказанным в предисловии к каталогу и в лекции. Для Бретона достоинства картин Пикабиа с изображением машин и механизмов были очевидны, потому что, в отличие от работ Сезанна, они были "свободны от мнения зрителя". Дали также должен был отметить оценку, данную Бретоном Пикассо, заявившим, что этому художнику "мы обязаны более всего"4. Это "мы" подразумевало новое поколение молодых писателей и художников Парижа, объединившихся вокруг журнала "Litterature" ("Литература"), основанного Бретоном, Филиппом Супо и Луи Арагоном в 1919 году. Именно в этом журнале Бретон и Супо впервые напечатали в 1920 году выдержки из "Магнитных полей", первого сюрреалистического текста. Следует отметить, что в выступлении Бретона в Барселоне прозвучало предсказание о том, что в Париже, и только в Париже можно уловить формирование "современного духа". Бретон и его друзья в скором времени наполнили это предсказание реальным содержанием.

Примечания

1. См., например: M.A. Cassanyes, "Sobre L'exposicio Picabia i la conferencia de Breton", La Publicitat, Barcelona, 22 November 1922, p. 3.

2. Breton, Oeuvres completes, I, pp. 291-308.

3. Боррас (Picabia, pp. 236-237) описывает выставку, воспроизводя несколько репродукций.

4. Предисловие Бретона, а также лекцию см.: Les Pas perdus. См. также: Oeuvres completes, I, pp. 280-283.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»