Первые шаги в живописи
Если лучшим другом Сальвадора Дали Куси был Пепито Пичот, то никаких свидетельств особо теплых отношений с братом последнего, художником Рамоном, в основном жившим в Париже, не сохранилось. Однако Дали знал и любил его работы; и когда тот выставил около сорока своих акварелей, пастелей и полотен маслом в помещении кинематографа Эдисона в мае 1913 года в Фигерасе, дон Сальвадор купил один из его натюрмортов — "Гранаты". Трудно представить, что его сын не видел этой выставки, многие работы которой посвящены Кадакесу1.
Рамон Пичот был не единственным художником, близким семейству Дали. Анна Мария Дали утверждает, что первый ящик с красками Сальвадору подарил немецкий художник Зигфрид Бюрман (1890-1980), обосновавшийся в Кадакесе в 1914 году после побега из французского Марокко в начале Первой мировой войны2. По словам Дали, Бюрман "все военное время провел в Кадакесе, обучая девушек основам аргентинского танго и распевая под аккомпанемент гитары немецкие песни"3. Бюрман работал вместе с Максом Рейнгардтом в Берлинском Немецком театре, его специализацией была сценография, в чем он весьма преуспел4. Если он и подарил Сальвадору ящик с красками, что вполне возможно, то это произошло не раньше августа 1914 года — начала войны, а к этому времени Сальвадор, видимо, уже начал рисовать. Возможно, что Анна Мария путает в этом рассказе Бюрмана с Хуаном Сальерасом, который был их соседом и дочь которого, Розу Марию, "удочерил" шестилетний Сальвадор. Он рисовал по выходным дням маслом и акварелью и, естественно, во время отпуска. По словам Розы Марии, Сальвадору разрешалось носить этюдник Сальераса; во время многочасовых сеансов Сальвадор засыпал художника бесконечными вопросами. Однажды Сальерас, растроганный детским энтузиазмом, купил мальчику ящик с красками и посоветовал самому заняться живописью5.
Возможно, что и Бюрман, и Сальерас оказались значительными фигурами в жизни Дали. Однако остается несомненным, что первое сильнейшее влияние на его художественное развитие оказал Рамон Пичот, картины которого несколькими годами позже стали для мальчика откровением.
Первые известные картины Дали представляют собой серию из пяти крошечных пейзажей, выполненных, когда ему было десять или одиннадцать лет, вскоре после переезда на Монтуриоль, 24. Который из них был самым первым — спорный вопрос. Альберт Филд, авторитет в области творчества Дали и владелец этюда маслом на картоне, названного "Пейзаж", утверждает, что, по словам самого художника, это и была его первая картина6. Однако она вряд ли могла быть написана в 1910 году; 1913 или 1914 годы кажутся более вероятной датой. На картине изображена тропинка, ведущая через зеленое иоле к группе стоящих вдалеке зданий, перед которыми видна вереница кипарисов. На одном из зданий высокая заводская труба. На заднем плане — два горных пика; их высота подчеркнута присутствием (на фоне узкой полоски неба в правом верхнем углу) двух крупных хищных птиц, по размаху крыльев скорее всего стервятников. Один из пиков покрыт снегом и наверняка изображает гиганта Каниго. Если это действительно первая работа Дали, то весьма трогательно, что он начал свое творчество под знаком этой горы, которую, как и гору Монтсеррат, каталонцы свято чтут7.
Другая картина из этой серии, выполненная гуашью на картоне, называется "Вилабертран". Если верить ее владельцу, Питеру Муру, она датируется 1913 годом. На ней также изображена трона, ведущая сквозь маковое поле к дому среди деревьев, освещенному заходящим солнцем8. Вилабертран, крошечная деревушка в двух километрах северо-восточнее Фигераса, расположена вблизи прекрасной романской церкви св. Марии Вилабертрана, чья трехъярусная колокольня XII века была видна Дали из окон классной комнаты в Коллеже Христианских Братьев. Деревня и пруд, со всех сторон окруженный деревьями и названный "озером", были излюбленным местом для семейных прогулок. На полпути к деревне был источник "У трех пней", где находилась тенистая лужайка, идеальное место для привала. Лужайка стала исторической, после того как в 1843 году каталонский федералист Абдо Террадес провел здесь знаменитый митинг9.
Примечания
1. См. обзор этой выставки: Emporda Federal, Figueres, No. 113 (17 May 1913), p. 2. Картина унаследована Анной Марией Дали после смерти ее отца.
2. Rodrigo, Lorca-Dali. Una amistad traicionada, pp. 47-48.
3. SL, p. 132.
4. Gibson, Federico Garcia Lorca, p. 88.
5. Из разговора с Розой Марией Сальерас в Кадакесе в 1993 г.
6. Картина, принадлежавшая Альберту Филду, воспроизведена Ромеро (Psicodalico Dali, p.10), где датируется 1910 г. В МЕАС она более осмотрительно датируется "до 1914 года" (I, р. 16). Картина, принадлежавшая Питеру Муру и находящаяся в экспозиции Музея Перрота-Мура в Кадакесе, воспроизведена в цвете в La Collection Salvador Dali du Musee Perrot-Moore, Cadaques (см.: "Библиография", разд. 1). Четыре других рисунка воспроизведены в цвете в МЕАС, I, Nos 2-5, pp. 16-17. Номер 2, названный "Пейзаж", изображает вид на долину Ампурдана с вершины Эль Моли де ла Торре — поместья возле Фигераса, принадлежавшего Марии Пичот.
7. См. репродукцию в Descharnes and Neret, I, p. 12.
8. Из разговора с П. Муром в Кадакесе в 1993 г.
9. Playa i Maset, Dali de l'Emporda, p. 40.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |