Антонио Пичот. "Быть Богом"
В 1972 году Дали сблизился с человеком, который сыграл важнейшую роль в последние годы его жизни. Это был Антонио Пичот Солер, сын виолончелиста Рикарда Пичота Жиронеса, которого в 1920 году Дали писал за его музыкальными упражнениями в Эс Сортеле. Антонио родился в 1924 году в Фигерасе, в доме, расположенном на другой стороне площади, где проживало семейство Дали. От своих родителей он унаследовал художественный темперамент и удивительную внешность, свойственную этому замечательному семейству. Подобно своему брату Рамону, еще в раннем детстве он решил стать художником. Братья следовали по пути их дяди Рамона Пичота Жиронеса, чьи поздние импрессионистические картины вдохновили Дали в Моли де ла Торре в 1916 году.
Антонио Пичот воспитывался в Сан-Себастьяне на севере Испании, где, по знаменательному совпадению, его учителем живописи был Хуан Нуньес Фернандес, когда-то обучавший в Фигерасе Сальвадора. Дали считал Фернандеса главной личностью, сформировавшей его как художника. В 1964 году, женившись на Леокадии Пла, Пичот вернулся в Ампурдан.
Семья Антонио Пичота до Гражданской войны несколько раз гостила у Дали, и Антонио был представлен Сальвадору. Но их дружба началась только в 1972 году, когда Дали в сопровождении Аманды Лир в один прекрасный день появился в студии Пичота в Кадакесе. Кто-то сказал ему, что Антонио пишет скалы Кадакеса. Дали отправился в Эс Сортель, чтобы увидеть его работы. Они ему понравились, и он пригласил Антонио стать его помощником по делам Театра-Музея. Вскоре Пичот отправился на неделю в Фигерас1.
Дали радовала возможность способствовать карьере племянника горячо им любимого Пепито Пичота. Поэтому, когда он решил устроить выставку каталонских художников на втором этаже музея, Антонио был первым из них. А вскоре работы Пичота стали постоянной частью экспозиции музея. Это удивило посетителей и вызвало возмущение местных живописцев. Антонио Пичот активно помогал оформлять музей и к 1977 году занял ведущее положение в окружении Дали2.
В том же 1972 году Дали приступил к работе над "оперой-поэмой" (разумеется, с собственной персоной в главной роли), которая называлась "Быть Богом". Либретто заказали каталонскому писателю Мануэлю Васкесу Монтальбану, а музыку — композитору Игорю Вакхевичу. Большинство из оперных, балетных и кинопроектов Дали были явно неудачны, но этот оказался стоящим и в 1974 году был реализован одной из парижских звукозаписывающих студий. Правда, прошло еще десять лет, прежде чем он появился в продаже в виде компакт-диска3. Тема этого маниакального произведения сводилась к тому, что Дали — в сущности, бог, но не совсем. В конце концов, если бы он был богом, то не стал бы Дали, а это уже плохо (о чем периодически поет хор на протяжении всей оперы). В финале появляется Гала, чтобы напомнить Дали о его человеческой природе, и протягивает к нему свои "искупительные руки".
Опера полна антидемократического духа. В одном из монологов Дали страстно выступает в защиту Примо де Риверы, основателя Испанской Фаланги, и презрительно высмеивает систему выборов, дающую возможность голосовать "идиотам". Подобное восхваление абсолютной монархии свидетельствует о том, что Дали заботил вопрос о преемнике престарелого генерала Франко, хотя в опере и нет прямых ссылок на текущую политическую ситуацию в Испании.
Студийная запись перенасыщена импровизациями. Текст оперы написан на французском языке, однако встречаются испанские и каталанские фразы и довольно большие фрагменты на английском языке. Никакая другая запись не передает столь верно богатый модуляциями голос Дали. Слушая, как он напевает куплетики непристойных каталонских песен или произносит с детства любимые скороговорки, которым его научила бабушка по материнской линии — Мария Анна Феррес, мы чувствуем природную тонкую иронию Дали, которая несколько смягчает его маниакальное себялюбие. Впрочем, несмотря на это, "оперу-поэму", которая длится свыше двух часов, рядовому человеку прослушать один раз более чем достаточно, — второй раз такого желания не возникает.
Примечания
1. Из телефонного разговора с Антонио Пичотом 18 января 1997 г.; см. также: Lear, L'Amant-Dali, p. 250.
2. Из разговора с Энрике Сабатером (Калелья де Палафругель, 30 июля 1996 г.).
3. Dali, Etre Dieu, "Opera-Poema", produced by Distribucions d'art surrealista, Barcelona, DCD-50001-3.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |