В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Ман Рэй. Портреты»
Ман Рэй. Сниматься у этого фотографа — интеллектуала, бунтаря и экспериментатора — было верхом престижа. Однако он отнюдь не адепт модной индустрии, а художник и новатор, превративший фотографию в высокое искусство.
Ман Рэй, кажется, знал всех великих писателей, актеров и художников, которые были его современниками. Он умел передавать их образы нестандартно, живо, литературно... Более 100 снимков из собрания Лондонской национальной портретной галереи, Центра Помпиду, Музея Израиля (Иерусалим), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Man Ray Trust (Нью-Йорк) и частных коллекций позволяют ощутить это по максимуму. Впервые в России — в Музее личных коллекций (ГМИИ им. Пушкина) — столь масштабно представлены его снимки. Причем не столько сюрреалистические эксперименты, которыми славится мастер, сколько портреты. Жан Кокто, Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Сергей Эйзенштейн, Пегги Гуггенхайм, Ли Миллер — перед зрителями мощная галерея лиц, изменивших ХХ век.
«Я бы не стала настойчиво применять к Ман Рэю понятие сюрреализма. В нем есть эта сконцентрированная сюрреалистическая сила, но не как принцип. Фотографии Ман Рэя обладают удивительной поэтикой, построенной, казалось бы, простыми инструментами — с помощью света, теней, пластики фигур... Много портретов — и к каждому лицу найден свой подход», — рассказывает директор музея Ирина Антонова.
Безупречно красивая Катрин Денев, напряженный и нервный Игорь Стравинский, то ли растерянная, то ли удивленная Вирджиния Вульф, снятая незадолго до своего самоубийства. Ман Рэю очень точно удавалось создать психологический портрет человека.
«Ман Рэй был величайшим изобретателем, он радикально изменил искусство фотографии, не боялся экспериментировать. Посмотрите хотя бы на самую знаменитую из его работ, портрет его любовницы Кики Де Монпарнас в образе девушки-скрипки. Это не просто обнаженная натура, это женщина на которой и с которой можно играть. Невероятная философия для 20-х годов», — отмечает директор национальной портретной галереи (Лондон) Сенди Нейрн.
«Ман Рэй снимал для себя, для друзей, своих возлюбленных, — прокомментировала куратор выставки Ольга Аверьянова, — но документальной, репортерской работой он никогда не интересовался. Смею предположить, что для него, как для художника, артистические проекты были гораздо важнее, кстати, для них требовалась хорошая подготовительная база. И даже на фотографиях, где Ман Рэй снимает городские улицы, видно, как много в них художественного. Но нет ничего сиюминутного. Идея всегда была для мастера первична. И лишь потом, после детальной проработки идеи, ее исполнение».
Выставка «Ман Рэй. Портреты» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина будет работать до 19 января 2014 года.