В Милане рассказали о великих русских музах
11 марта 2014 года в Русском центре Миланского государственного университета состоялся открытый урок, посвященный Международному женскому дню. В ходе мероприятия студентами первого курса магистратуры были подготовлены красочные и интересные сообщения.
Немало прекрасных русских женщин связали свою судьбу с зарубежными скульпторами, художниками, писателями. Одна из них Лидия Делекторская, которая более тридцати лет была не только музой известного художника- фовиста Анри Матисса, но и секретарем, переводчицей, близким другом, настоящим ангелом-хранителем. На протяжении всей жизни Лидия Делекторская делала подарки российским музеям, не забывая слов гения: «Я жду многого от русского искусства, потому что чувствую: в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел еще растратить жара своей души».
Другой рассказ повествовал о глубокой и неповторимой любви Сальвадора Дали и Елены Дьяконовой, больше известной под именем Гала. Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, страстно желала обладать им, могла понять и поддержать морально в трудную минуту. Сальвадору Дали повезло — в своей жене он обрел мать, любовницу и друга в одном лице. Неспроста его жена Елена Дьяконова взяла себе новое имя Гал́, что означает в переводе с французского «праздник», «торжество». Для многих мужчин она стала тем фейерверком, который преображает ночь, а для Дали она была еще и источником вдохновения, Кастальским ключом. Рассказ об их увлекательной любви сопровождался видеорядом с использованием архивных фотографий.
Далее в ходе открытого урока собравшиеся узнали о не менее ярком примере служения искусству — одесситке Дине Верни, музе скульптора Аристида Майоля. Благодаря безупречному вкусу, хватке и предприимчивости Дина Верни очень быстро стала успешной галеристкой. Именно она открыла миру Эрнста Неизвестного, Оскара Рабина, Михаила Шемякина. Таким же талантом открывать новые имена обладала Эльза Триоле. Как и ее сестра Лиля Брик, муза Владимира Маяковского, Эльза мечтала стать музой великого человека. И он появился — в парижском кафе «Куполь»: на собрании сюрреалистов Эльзе представили молодого Луи Арагона. Она сразу поняла, что этот мужчина — единственный в ее жизни.
Последняя часть урока была посвящена отношениям великой русской поэтессы Анны Ахматовой и итальянского художника Амедео Модильяни. Они познакомились в мае 1910 года, возможно, в знаменитом кафе «Ротонда». Роман едва начинающей писать стихи Анны и безвестного, бедного художника Амедео вспыхнул в мае 1911 года. Русская и итальянец виделись каждый день. Художник нарисовал 16 рисунков с изображением Анны. По ее словам, не с натуры, а по памяти. В своем очерке об Амедео Модильяни Ахматова писала: «В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. (Я запомнила несколько фраз из его писем, одна из них: Vous etes en moi comme une hantise / Вы во мне как наваждение). Что он сочинял стихи, он мне не сказал. Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли».
Помимо докладов студентами был подготовлен виртуальный маршрут предполагаемой экскурсии по местам, где бывали знаменитости. Закончилась эта встреча разгадыванием кроссворда, составленного по теме урока.