Дали, Шагал и Роден приедут в выставочные залы спальных районов
По инициативе столичных властей крупные музеи будут «делиться» своими фондами с периферийными очагами культуры. Об этом заявил глава столичного департамента культуры Сергей Капков. Это означает, что в районный выставочных залах Москвы будут выставлять экспонаты крупных музеев. Предполагается, что для каждой выставки будет создана отдельная программа, но дорогие картины и скульптуры будут перевозить из зала в зал. Как рассказал глава департамента, 19 залов из 10 округов объединят в одну структуру и обновят. Столичные крупные музеи будут делиться своими фондами с периферийными очагами культуры, а крупные выставки будут по ним гастролировать. В частности, выставочные залы Москвы уже в 2014 году могут объехать экспозиции знаменитого Фотобиеннале.
«Мы понимаем, что город большой, существуют транспортные проблемы, поэтому мы должны идти на места, децентрализовывать культурную жизнь, — говорит Капков. — У каждого выставочного зала будет своя программа, но большие дорогие выставки будут гастролировать из одного района в другой».
По словам чиновника, почти все залы в рабочем состоянии, комплексный ремонт не требуется. В то же время будут докупаться системы безопасности и освещения.
«Это далеко не всегда отдельно стоящие здания, чаще — первые этажи жилых домов, — пояснил глава департамента культуры. — Мы сделаем интересные выставки и совместим деятельность залов с работой московских музеев, которые могут поделиться своими фондами. Сейчас эти залы посещают почти 500 тыс. человек в год, мы ожидаем, что после преобразований эта цифра сильно увеличится».
«Мы очень позитивно относимся к этой идее, — заявила директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. — Надо делать Фотобиеннале так, как мы делаем сейчас, а в течение года проводить выставки в самых разных местах, как только эти залы окажутся приспособленными. Децентрированность культуры в таком огромном мегаполисе, где каждый район, по сути, как отдельный, хороший европейский город, — это правильная идея».
В проекте участвуют выставочные залы в Тушино, Ростокино, Богородском, Беляево, Солнцево и других периферийных районах Москвы. Общая площадь всех объектов составляет 10,5 тыс. кв м. С одной стороны, плюсы программы очевидны: ведь шедевры с мировой славой москвичи смогут увидеть в своем районе. Но есть и сложности — технические.
«Мы не против проводить выставки в спальных районах: у нас даже есть список таких «выездных» выставок, в который в том числе входят скульптура Родена, графика Сальвадора Дали и Марка Шагала, а также работы популярного американского художника Рокуэлла Кента и даже Древний Египет, — рассказала президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. — Однако нам нужен не просто красивый зал. Необходимы соответствующие параметры температурного режима, определенные рубежи охраны, которые определены музейными положениями, страховка, то есть целый ряд моментов. Если такие условия нам предоставят, то мы с удовольствием выедем из центра».
В то же время член Совета Гильдии маркетологов Николас Коро полагает, что планы столичных властей привести в спальные районы действительно крупные выставки обречены на провал.
«Идея, когда культура приходит к народу, если народ не идет к культуре, не нова: так работали передвижники, — пояснил он. — Однако выставочное дело строится по определенным правилам, когда речь идет о больших именах. В таких случаях, по договорам, нельзя менять границы экспонирования. Незнание таких нюансов может привести к штрафам астрономических сумм. Более того, авторы именных, культовых экспозиций могут оказаться категорически против выставляться в спальных районах из-за отсутствия там целевой аудитории. Также будет очень сложно в случае «гастролирования» решить вопросы со страховкой, которая должна оформляться на каждую такую экспозицию».
Директор VP-студии Вера Погодина полагает, что далеко не все музеи поделятся своими коллекциями, так как в выставочных залах не будет подходящих условий хранения.
«Другие культурные события там могут происходить. В прошлом авангардные выставки часто проходили на периферии, — говорит эксперт. — В то же время у всех арт-событий есть своя публика, которая поедет в любой район».
Искусствовед, галерист Петр Войс полагает, что курс на децентрализацию — правильное направление, но при этом каждому залу надо давать самостоятельность, а не объединять их в одну структуру. По его словам, важно, чтобы в каждом выставочном зале появились творческие руководители, не из числа чиновников.
«Искусством нельзя управлять и руководить, все надо отдать художникам. Кроме того, молодым артистам надо давать гранты, как это делается на Западе, — пояснил он. — В свое время неизвестный художник Энди Уорхол приехал в запустелый промышленный район Нью-Йорка и начал там работать, вскоре это стало культовым местом. Район Сохо в Лондоне тоже находится не в центе города. Там появлялись мастерские художников, творческие объединения, и место становилось все более популярным. Наши «Винзавод» и Artplay тоже могут служить удачным примером децентрализации, но все площадки, которые я перечислил, формировались не под эгидой чиновников».
В департаменте культуры рассказали, что сейчас внешний вид фасадов зданий, в которых находятся эти площадки, крайне непрезентабелен, а персонал наполовину состоит из людей с непрофильным образованием, отсутствуют художественные советы. Медийно активны менее трети выставочных залов. Кроме того, отсутствуют такие услуги, как кафе, интернет, зоны свободного общения и т.д. В следующем году планируется открыть пять новых кафе, оборудовать зонами Wi-Fi 15 залов, открыть книжные и сувенирные лавки, художественные салоны, создать единую билетную систему.