От отца к сыну
К началу 1970-х годов производство графических серий Дали достигло такого масштаба, что художнику приходилось тратить два-три часа в день на подпись множества драгоценных страниц (драгоценными они становились после того, как он ставил на них свое имя). Работая в среднем скоростном режиме, он подписывал до тысячи страниц в час.
Обычно Дали ждал наступления вечера, чтобы приняться за работу, и ему случалось засиживаться допоздна, если речь шла о запуске важной серии литографий. В некоторые дни он начинал подписывать с самого утра. Художнику нравилась мысль, что он может начать день, заработав себе несколько тысяч долларов...
Однажды, когда Дали в очередной раз был занят проставлением собственной подписи, он вдруг расхохотался.
— Что случилось, Дали? — спросил я.
— Я вспомнил своего отца, — ответил художник.
Отец Дали был нотариусом. Надо заметить, что в ту пору в Испании профессия нотариуса считалась намного более достойной, чем сейчас. Сфера деятельности нотариуса не ограничивалась законными актами.
— Знаете, он ведь хотел, чтобы я пошел по его стопам, — продолжал Дали. — Он руководил самой большой конторой в Фигерасе, карьера мне была обеспечена.
Я не знал, что отец Дали питал подобные надежды на будущее сына.
— Так почему же вы не стали нотариусом? — спросил я.
— Во-первых, потому что я гений, а гении не становятся нотариусами! А во-вторых, каждый раз, когда отец приводил меня в контору, я видел, что его день состоит из подписывания бумаг. Это занятие казалось мне тогда идиотским. Я не собирался проводить остаток дней, подписывая горы бумаги. И именно этим я сейчас занимаюсь. Я провожу часы, подписывая бумаги. Конечно, моя подпись имеет другое значение, чем та, которую ставил отец, но, похоже, никто не в силах обмануть судьбу. И если уж мне суждено было подписывать, подписывать, подписывать и еще раз подписывать, то этим мне и приходится заниматься!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |