Вокруг музея
В Театре-Музее проецированы и воплощены все творческие мечты и устремления художника. По замыслу автора, знакомство с Театром-Музеем Дали, венцом его творчества, должно начинаться извне, а именно — с площади Гала-Сальвадор Дали. Плитки на мостовой образуют лучи, сходящиеся к своему геометрическому центру — сцене, накрытой знаменитым КУПОЛОМ. Дали был похоронен согласно его последней воле. Художник также хотел, чтобы первыми этапами паломничества в храм его духа для посетителей стали очередь и места отдыха вокруг музея, откуда можно начать приобщение, погружаясь в созерцание и пытаясь уловить новые образы, концепции и мысли.
В этом пространстве, служащем преддверием. Дали расставляет знаки своих пристрастий и навязчивых идей: наука представлена скульптурой "Памяти Ньютона", академическое искусство — тремя скульптурами Мейсонье более новаторское — "Обелиском телевидения" Вольфа Фостеля, каталонская философия — памятником Франсеску Нужольсу, на котором также присутствует фигра Рамона Люля (Раймундо Луллия).
Театр-Музей Дали, бывший муниципальный театр Фигераса, находится рядом с церковью Святого Петра, в которой Дали был крещен, о чем он очень любил упоминать. Напротив главного фасада музея стоит памятник гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали, к его философии художник испытывал особый интерес. На пьедестале памятника начертано высказывание философа "Каталонская мысль всегда рождается заново и живет в своих простодушных могильщиках". Интересна и композиция монумента: корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, увенчанная золотым яйцом-головой, опирающейся на руку, в позе, подобной "Мыслителю" Родена. В скульптурную группу также включен мраморный бюст римского патриция с небольшой бронзовой головкой самого Франсеска Пужольса, напоминающей еще одного друга семьи — Пепито Пичота. Здесь же, на фронтальной части, выделяются три барельефа из серии "Искусство и ремесла", созданные к Всемирной парижской выставке 1900 года. Не забыта и наука, представленная символом атома водорода, а также Рамон Люль (его фигура помещена с задней стороны памятника), которого Пужольс считал учителем, а Дали упоминал в своих живописных и литературных работах. Так, например, в 1971 году он писал: "В момент наивысшего нищенства духа, когда современное искусство гибнет в минимальном (или минималистском), как указывает само его название, искусстве, технология, благодаря кибернетике, достигает утонченности, достойной комбинаторных колес архангелоподобного Рамона Люля".
На соседней площади у начала лестницы, спускающейся на улицу Жонкера, находится вторая скульптура, "Памяти Ньютона", воздающая дань этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром, в свою очередь отсылающим зрителя к картине Дали 1932 года "Свечение Лапорта", в которой Ньютон изображен в нижней части полотна. Дали также намекает на физика Джованни Баттиста делла Порта, автора труда "Натуральная магия" (1539 г.), первого трактата, в котором было систематизировано знание об оптических линзах и объяснялось, как можно использовать камеру обскуру в художественных целях.
На той же площади мы видим три скульптуры, словно эхо повторяющие друг друга. Три памятника Жан-Луи Эрнесту Мейсонье (художнику, которым Дали восхищался) были созданы Антоненом Мерсье в 1895 году и "подправлены" Дали, водрузившим их на сооружение из автомобильных покрышек для своей персональной выставки, проходившей в парижском Центре Жорж Помпиду с 18 декабря 1979 по 14 апреля 1980 г. У подножия центральной скульптуры Дали поместил озорную надпись: "Без Гала и Дали меня бы здесь еще не было". На другой надписи можно прочесть вопрос к Прусту и его ответ: "Кого из художников Вы больше всего любите? — Эрнеста Мейсонье". На площади мы также найдем фонтан, служащий фонарем. Этот каменный фонтан Дали трансформировал и включил в свою вселенную, увенчав очередным воспроизведением атома водорода.
В одном из углов площади помещен "Телевизионный обелиск" Вольфа Фостеля — первого европейца, создавшего концепцию окружающей среды ("environment") и устраивавшего первые на нашем континенте "хеппенинги". Эта скульптура представляет собой некий монолит из четырнадцати телевизоров, завершенный женской головой. В 1978тоду Дали и Фостель подписали договор об обмене произведениями между своими музеями. Дали поручил Фостелю воплотить свою идею инсталляции "Занавес к опере Парсифаль" в Музее Мальпартида в Касересе.
Убранство площади Дали дополнил другой своей работой: в витрине за стеклом стоит на опорах из яиц картонная голова великана — подарок от художника Рафаэля Дурана — с кукольными головками вместо зрачков, зубами из игрушек и вмонтированным в лоб телевизором. Это сооружение расположено во входном проеме старинного рыбного рынка, ныне сообщающегося с залом Театра-Музея, соответствующе названным "Рыбные лавки". Стоит отметить на главном балконе с торца здания театра два медальона, написанных маслом по меди, с изображениями Дали и Гала.
Здание увенчано подобием короны из манекенов в различных позах. Эти фигуры в стиле ар деко были отлиты Дали из синтетического материала и покрыты позолотой. Два манекена, стоящие по краям центрального фасада, держат в вытянутых к небу руках атом водорода — постоянно повторяющийся образ, свидетельствующий о пристрастии Дали к науке. На верхнем карнизе видны четыре белых фигуры латников с батоном хлеба на голове. Нам встретятся и другие фигуры с хлебом на голове, на этот раз — на балконной балюстраде. Эти четыре женских персонажа, стоящих в полный рост, различаются позами и жестами. Может, они приглашают нас на ритуальный танец. Каждая несет костыль — исключительно значимый предмет образного мира Дали. Этот объект, вероятно, имеет здесь то же значение, которое закрепляет за ним художник в своей автобиографической книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали": "Потребовались бы кучи и кучи костылей, чтобы придать всему этому прочный вид. <...> Костыли, фиксирующие экстаз отдельных жестов особой элегантности, костыли, превращающие в архитектуру ускользающее движение хореографического прыжка". Сквозные отверстия в солнечном сплетении женщин иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве. Посередине между ними стоит водолаз в скафандре — намек на облачение Дали, в котором он выступал на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года и чуть было не задохнулся. Для посетителя Театра-Музея водолаз одновременно является первым знаком, символизирующим погружение в глубины подсознания.
Площадь Гала-Сальвадор Дали с фасадом Театра-Музея и памятником Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу
Один из трех памятников, посвященных французскому живописцу Мейсонье
Атом водорода — элемент образной системы Дали
«Обелиск телевидения» Вольфа Фостеля.
«Памяти Ньютона».
Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание
Инсталляция Дали — гигантская голова с телевизором во лбу.
Воин с батоном хлеба.
Памятник Пужольсу.
Фигура с батоном хлеба и костылем
Башня Галатеи, пристроенная к музею и посвященная Гала
Башня Галатеи, пристроенная к музею и посвященная Гала
Отдых за столиками кафе на площади
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |