Основные даты жизни и творчества, выставки
Сальвадор Хасинто Фєлипе Дали Даменеч Куси Фаррес родился 11 мая 1904 года в Фигерасе, в Каталонии (Испания).
1921 — поступил в Академию (высшая школа искусств) художеств Сан Фернандо в Мадриде.
1922 — знакомство с Луисом Бунюэлем, Гарсиа Лоркой, Рафаэлем Альберти.
1925 — завершение учебы в Академии Сан Фернандо, первая персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне.
1926 — первая поездка в Париж, встреча с Пабло Пикассо. Вторая персональная выставка в галерее Далмау в Барселоне.
1927 — совместная выставка с Агусти Феррера и Хелиосом Гомецом в галерее Далмау в Барселоне.
1928 — работа с Луисом Бунюэлем над фильмом "Андалузский пес"; удостоен премии 27-й Международной выставки живописи в Институте Карнеги, Питсбург, США (были показаны "Корзинка с хлебом" и "Сидящая женщина и Анна Мария").
1929 — вторая поездка в Париж; становится членом группы сюрреалистов Андре Бретона; знакомство с Полем Элюаром, Рене Магриттом, Хансом Арпом и др.
1930 — создание совместно с Луисом Бунюэлем фильма "Золотой век", издание книги "Женщина невидимая".
1931 — участие в выставке "Новый сверхреализм" вместе с Де Кирико, Максом Эрнстом, Массоном, Хуаном Миро и Пабло Пикассо в Уадсворф Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, США.
1932 — персональная выставка в галерее Пьера Колле в Париже.
1933 — иллюстрирует "Песни Мальдорора" Лотреамона у Альбера Скира, книгу "Сомнамбула" Рене Лапорта, сборник поэтических произведений Андре Бретона, Рене Чара и Поля Элюара. Участвует в сюрреалистической выставке в галерее Пьера Колле в Париже вместе с Хансом Арпом, Марселем Дюшаном, Мари-Бертой Эрнст, Максом Эрнстом, Хуаном Миро, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо, Мэном Рэем и др. Впервые обращается к теме "Молитвы" Милле. В галерее Жульена Леви в Нью-Йорке демонстрируется персональная выставка из 25 картин Дали. Выступает в Международном центре эстетического обучения в Сорбонне, в Париже, на тему "Феноменологический аспект параноико-критического метода"
1934 — после демонстрации в Париже, в "Салоне независимых", картины "Загадка Вильгельма Телля", на которой в гротескной форме представлен В.И. Ленин, Бретон и его политические единомышленники порывают с Дали, и он выходит из бретоновской группы сюрреалистов. Участвует в 32-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге, США; показывает новые работы в галерее Жульена Леви в Нью-Йорке. Выставляет произведения во Франции и Испании, участвует в выставке "Минотавр" в Брюсселе, Бельгия. В Цвеммер гэлери в Лондоне, Англия, демонстрируется персональная выставка; знакомится с английским поэтом и коллекционером Эдвардом Джеймсом, для которого выполняет цикл картин.
1935 — представлен вместе с Пикассо и Эрнстом работами на выставке "Сюрреалистическая картина и параноидный художник" в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке, США. Участвует в 33-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге, США. Вместе с Арпом, Эрнстом, Дюшаном, Танги, Домингезом, Рэем, Джакометти и др. представлен на "Выставке сверхреалистов" в Санта-Крус-де-Тенерифе. Пишет ряд теоретических статей.
1936 — участвует в выставке сюрреалистических объектов в галерее Шарля Раттона в Париже, в Международной выставке сюрреалистов в Нью-Берлингтон гэлери в Лондоне, в выставке "Сезанн — Коро — Дали" в лондонской галерее Макдональд; иллюстрирует "Заметки о поэзии" А. Бретона и П. Элюара; показывает работы на очередной 34-й Международной выставке живописи в Институте Карнеги в Питсбурге; представляет пять живописных и одно графическое произведение на выставке "Фантастическое искусство, Дада, сюрреализм" в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке, открывается выставка в галерее Жульена Леви, на которой экспонируются 25 картин и 12 рисунков.
1937 — выполняет первую работу для Голливуда совместно с Харпо Марксом (фильм "Жирафы в салате из лошадиного крупа"); работает над эскизами к фильму "История Майе Уэст"; пишет книгу "Метаморфоза Нарцисса Параноическая поэма", которую публикует в Париже, в издании сюрреалистов, и в Нью-Йорке с помощью Ж. Леви. Удостаивается премии Института Карнеги в Питсбурге за картины "Метаморфоза Нарцисса" и "Предчувствие Гражданской войны".
1938 — участвует в Международной выставке сюрреализма в Париже; посещает Италию, где изучает искусство Палладио, мастеров Ренессанса и барокко; работает над оформлением балета "Тристан" в Монте-Карло.
1939 — работа над оформлением одного из павильонов Всемирной выставки в Нью-Йорке; в нью-йоркском театре "Метрополитен-опера" ставится балет "Вакханалия" с декорациями Дали. Выставка в галерее Жульена Леви, для каталога которой художник пишет текст под названием "Дали! Дали!".
1940-1948 — живет и работает в США Участвует в Международной выставке сюрреализма в галерее Дель Арте Мехико в Мехико, Мексика. В августе 1940 года приезжает в Нью-Йорк, затем перебирается в Калифорнию.
1941 — выставка в галерее Жульена Леви. Сотрудничает с фотографом Филиппом Хальсманом; начинает работу над автобиографической книгой "Тайная жизнь Сальвадора Дали"; создает либретто, декорации и костюмы к балету "Лабиринт" для "Метрополитен-опера".
1941-1942 — совместно с Хуаном Миро показывает в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке ретроспективную выставку своих произведений, на которой были представлены 50 его картин, 17 графических листов и 6 предметов прикладного искусства (позднее эта выставка демонстрировалась в штате Вирджиния).
1943 — организована выставка работ Дали в галерее Кнодлер и К0 в Нью-Йорке; приглашен к сотрудничеству владелицей известной парфюмерной фирмы Еленой Рубинштейн, для которой выполнил дизайнерские проекты оформления духов "Шокинг" и "Шапарелли".
1944 — Дайэл Пресс издает роман Дали "Скрытые лица"; художник возобновляет работу для театра, создает декорации и костюмы к балету "Фламенко", поставленному в Детройте, к "Тристану" для нью-йоркского театра "Метрополитен-опера"
1945 — начинает совместную работу с Алфредом Хичкоком, выполняет рисунки к "Лабиринту" Мориса Сандоза, иллюстрации к "Автобиографии" Бенвенуто Челлини; галерея Бигноу в Нью-Йорке проводит выставку "Современная живопись Сальвадора Дали".
1946 — 19 работ Дали представлены на выставке "Четыре испанца: Дали, Грис, Миро, Пикассо", организованной Институтом искусства в Бостоне; галерея Кнодлер проводит выставку "Дали представляет новые духи"; Дали работает над иллюстрациями к "Дон Кихоту" Сервантеса и к "Макбету" Шекспира, совместно с Уолтом Диснеем создает рисованный фильм "Судьба".
1947 — иллюстрирует "Опыты" Монтеня, участвует в Международной выставке сюрреалистов в Париже; проводится выставка Дали и Музее искусств в Кливленде, затем в галерее Бигноу в Нью-Йорке
1948 — Дайэл Пресс издает "50 секретов волшебного ремесла" с иллюстрациями Дали; он завершает начатую в 1945 году работу над иллюстрациями к "Автобиографии" Бенвенуто Челлини; галерея Бигноу в Нью-Йорке организует выставку "Новая живопись Сальвадора Дали"; Дали выполняет декорации и костюмы для шекспировской постановки Лукино Висконти в театре Элизео, в Риме.
1949 — выполняет декорации и костюмы к опере "Саломея" Р. Штрауса для театра "Ковент-Гарден" в Лондоне; получает аудиенцию у папы римского Пия XII, которому вручает маленькую версию "Мадонны Порт-Льигат".
1950 — работает над декорациями к фильму Винсенте Минелли; представляет на премию Института Карнеги картину "Искушение св. Антония"; его работы показаны во Дворце изящных искусств в Брюсселе, на выставке собрания Пегги Гуггенхейм "Сюрреализм и абстракция"; сотрудничает с Мадридским театром Марии Гуэрреро; проводится выставка произведений Дали в нью-йоркской галерее Карстейрс.
1951 — редактирует и иллюстрирует "Мистический манифест" Мишеля Тапи и Робера Годе, проектирует модели одежды для Кристиана Диора.
1952 — участвует в выставке "Растения в искусстве XX столетия" в Базеле (Швейцария); создает иллюстрации к "Божественной комедии" Данте; проводится новая выставка его работ галереей Карстейрс в Нью-Йорке.
1953 — иллюстрирует Шекспира, встречается с итальянской актрисой Анной Маньяни и планирует совместно с ней поставить фильм; продолжает работу для театра, делает декорации и костюмы к "Весне священной" на хореографию Сержа Лифаря.
1954 — проводится большая ретроспективная выставка произведений Дали, вначале в Риме, затем в Венеции и Милане; вместе с Робером Дешарном приступает к работе над фильмом "Невероятная история кружевницы и носорога"; выходит его книга "Усы Дали"; в галерее Карстейрс в Нью-Йорке проводится еще одна персональная выставка (свой текст к каталогу Дали озаглавил "Отчет о моей итальянской кампании"); открывается выставка работ художника в Художественном музее Денвера.
1955 — Дали выступает в Сорбонне на тему "Феноменологический аспект параноико-критического метода".
1956 — собиратель искусства Честер Дэйл передает работы Дали в вашингтонскую Национальную галерею искусства; генерал Франко принимает Дали в Прадо, в Мадриде.
1957 — выходит монография Мишеля Тапи о Дали; участвует в выставке "Босх, Гойя и фантастическое" в Музее изящных искусств в Брюсселе; Уолт Дисней посещает Дали в Кадакесе, где они обсуждают план создания фильма "Дон Кихот".
1958 — открывается выставка работ Дали в галерее Кнодлер в Нью-Йорке; художник награждается Золотой медалью Парижа.
1959 — Дали получает аудиенцию у папы римского Иоанна XXIII; работает над иллюстрациями к Апокалипсису; Дали приглашен Нью-Йоркским культурным центром в связи с работой над картиной "Открытие Америки Христофором Колумбом".
1960 — Дали вместе с Робером Дешарном начал работу над книгой "Дали и Гала".
1961 — открылась выставка "Апокалипсис от Иоанна" в Музее современного искусства в Париже; Дали представлен на выставке "Мастера сюрреализма. От Эрнста до Матта"; продолжает работу для театра вместе с Гала, Морисом Бежаром, участвует в постановке оперы Алессандро Скарлатти "Испанская дама и римский кавалер"
1962 — участвует тремя картинами в выставке в венском Кунстлерхаусе "Сюрреализм, фантастическая живопись сегодня"; выставка "Дали-Фортуна" в Палаццо дель Тиннель в Барселоне.
1963 — представлен на выставке "Сюрреалисты из коллекции Эдварда Джеймса" в Сассексе (Великобритания) и на выставке "Музей наших желаний" в Модерна Мусеет в Стокгольме (Швеция).
1964 — работы выставляются в муниципальной галерее искусств Лос-Анджелеса; открывается большая ретроспективная выставка в Токио, затем в Нагое и Киото, Япония.
1965 — выходит фильм Анри Шампетье "Кто есть Дали?"; участвует тремя работами в выставке "Аспекты сюрреализма 1924-1965" в Базеле, на XI выставке сюрреализма в Париже; в Галерее Модерн Арт в Нью-Йорке открывается ретроспектива "Сальвадор Дали, 1910- 1965"; выходит его книга "Дневник гения".
1966 — представлен на выставке "Фантастическое искусство с XVI столетия до наших дней" в Академии искусств в Берлине.
1967 — участвует в выставках "Сюрреализм" в Тель-Авиве, "Сюрреалисты: Сальвадор Дали, Поль Делво, Макс Эрнст, Рене Магритт, Хуан Миро и Ив Танги" в музее Хамблебэк штата Луизиана, США.
1968 — участвует в выставке "Дада, сюрреализм и их наследие" в Музее Модерн Арт в Нью-Йорке; открывается персональная выставка в Музее изящных искусств Шарлеруа, Бельгия; работает над иллюстрациями к "Фаусту" Гете.
1969 — Британский художественный совет организует выставку "Картины сюрреалистов из коллекции Эдварда Джеймса", на которой представлены три полотна и семь рисунков Дали; выходит из печати его книга "Эротические метаморфозы"; с иллюстрациями Дали издаются "Тристан и Изольда", "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла, "Тысяча и одна ночь", "Ромео и Джульетта" В. Шекспира.
197o — выставка в галерее Кнодлер в Нью-Йорке "Дали, живопись и рисунки".
1965-1970 — большая ретроспектива в музее Бойманса ван Бейнигена в Роттердаме, Голландия.
1971 — выставка в Кунстхалле Баден-Бадена, ФРГ; изучает оптические приемы живописи голландца Герарда Доу, интересуется голографией; создает ряд дизайнерских разработок для фирм "Картье", "Кристиан Диор", "Гермес", "Ив Сен-Лоран", "Нина Риччи", "Ланвин" и др.
1972 — выставка голограмм и оптических экспериментов в галерее Кнодлер в Нью-Йорке; выполняет иллюстрации к "Декамерону" Боккаччо; презентация фильма Кристофа Аверти и Робера Дешарна "Автопортрет Сальвадора Дали".
1973 — создает иллюстрации к книге Андре Мальро "Король, я жду тебя в Вавилоне"; галерея Кнодлер в Нью-Йорке открывает новый выставочный зал голограммами Дали.
1974 — ретроспективная выставка в Государственной галерее и Художественном институте во Франкфурте-на-Майне, ФРГ.
1975 — выставка в галерее Никон в Париже "Дали, параноико-критический метод. Объективная случайность в трех измерениях".
1976 — работы демонстрируются на различных выставках в Музее Соломо на Гуггенхейма в Нью-Йорке, в галерее Баргера в Кёльне, в Шотландской национальной галерее в Глазго, в Музее Уитни в Нью-Йорке.
1977 — работы представлены на выставке "Париж — Нью-Йорк" в Центре Жоржа Помпиду в Париже; выставка произведений в галерее Андре Франсуа Пти в Париже под названием "Вокзал Перпиньян"; представление к премии Монтескье.
1978 — получает Золотую медаль Фигераса.
1979 — ретроспективная выставка в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
1980- ретроспективная выставка в Тейт гэлери в Лондоне, представлено 251 произведение живописи и графики.
1981 — король Испании Хуан Карлос и королева София посещают Театр-Музей в Фигерасе.
1982 — Дали получает от короля Хуана Карлоса титул графа. Рейнолдс и Элеонора Морзе открывают Музей Дали в Петербурге, штат Флорида, США. Смерть Гала.
1983 — выставка 400 работ Дали в Барселоне и Мадриде.
1984 — выставка частного собрания живописи и графики Сальвадора Дали в Палаццо деи Диаманти в Ферраре, Италия.
1988 — выставка из собрания Пьера Аржила в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
1989 — 23 января в ю часов 15 минут утра в больнице Фигераса Сальвадор Дали скончался.
Предыдущая страница | К оглавлению |