Послесловие
При написании этой книги автор столкнулся, как это всегда и бывает, с рядом трудностей. Прежде всего, с отбором материала. На европейских языках о Дали написано чрезвычайно много монографий, статей, научных исследований, издано несметное количество альбомов, отснято много метров пленки. На русском же языке, к сожалению, библиография по Дали очень скудная, и сведения о жизни и творчестве великого испанского художника в полном объеме можно почерпнуть лишь из переведенной в 1998 году книги Яна Гибсона "Безумная жизнь Сальвадора Дали".
Это уникальное издание, прослеживающее жизнь Дали от рождения до смерти по годам, является, в этом контексте, биохроникой. В то же время автор дает как свои оценки неординарных поступков Дали, так и толкование его произведений, с которыми чаще всего трудно спорить. Но есть порой и весьма сомнительные, необъективные и пренебрежительные, и с этим автору бывало трудно согласиться. В частности, Гибсон рассматривает жизнь и творчество Дали через призму психоанализа, акцентируя их восприятие на Эдиповом комплексе и сексуальных комплексах. На наш взгляд, это слишком однобокий подход к такой крупной личности, как Сальвадор Дали. Ученик Фрейда Альфред Адлер своими исследованиями доказал, что над человеком властвует не только либидо, но и стремление к успеху, желание быть первым (Ницше называл это волей к власти), а это у Дали было первостепенным, он всю жизнь рвался к высшему успеху и признанию любыми, зачастую очень скандальными и не всегда этичными способами.
Книга Гибсона уникальна еще и тем, что она вобрала в себя практически все значимые события в жизни гения, поэтому мы здесь неизбежно описываем то же, что и Гибсон.
Изданные на русском языке произведения самого Дали, а это "Тайная жизнь", "Дневник одного гения", "50 магических секретов мастерства", "Тайные лики", очень много дают для понимания личности художника, а он говорил, что как личность он гораздо крупнее своего таланта. Если говорить о знавших великого Дали современниках, то таковых, оставивших о нем мемуары или книги о нем и его творчестве, очень много. Назовем лишь некоторых, наиболее известных, и в первую очередь книгу его сестры Аны Марии "Сальвадор Дали глазами его сестры", не понравившуюся Дали. Но тем не менее эти воспоминания, поэтичные и наполненные медом ностальгии, прекрасно рисуют детство и юность Дали и ту атмосферу, в которой он рос и рождался как художник. Книга Аманды Лир "Дали Аманды" также многое открывает читателю об образе жизни, привычках и взглядах Дали на жизнь и искусство. Пытливый писатель и поэт Ален Боске (уроженец, кстати, Одессы) рассказывает в своей книге "Беседы с Сальвадором Дали" о глубоко интимных подробностях жизни художника.
Американка Каресс Кросби также живо описала многие эпизоды жизни Дали в Америке, хотя книга под названием "Страстные годы" не только о нем, страницы пестрят именами известнейших деятелей культуры того времени.
Рейнольд Морз написал о жизни и творчестве Дали несколько книг. Его можно считать апологетом гения. Даже критикуемые специалистами недостатки художника он считал достоинствами.
Самым крупным и добросовестным исследователем творчества Дали, помимо Гибсона, следует назвать Рафаэля Сантоса Торроэлью, дружившего с художником и написавшего о нем и его произведениях много книг и статей. Причем Торроэлья с чисто испанским темпераментом критиковал в периодике книги Дешарна, который, так же как и Морз, не был специалистом в области живописи.
Известный теоретик Герберт Рид также не оставил без внимания такую крупную фигуру, как Дали, рассматривал его творчество в связи с Босхом. Очень интересной получилась книга художественного критика Карлтона Лейка "В поисках Дали". Автор обнаруживает здесь и хороший литературный вкус, и чувство юмора, и писательскую проницательность. Он смог увидеть в экстравагантном эгоисте обаятельного и блестящего собеседника с очень тонкой и ранимой психикой и неизжитым чувством стыда. Что касается творчества великого мастера, то, как и многие исследователи, он считает глубоким и гениальным сюрреалистический период, а позднего Дали называет "Первосвященником Публичных Развлечений в изящных искусствах в их крайнем проявлении", в чем также есть доля истины. Впрочем, библиография прилагается.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |