И. Свирин. «Гала и Сальвадор Дали»

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Примечания

Арагон, Луи (1897—1983) — французский поэт и писатель, один из основателей сюрреализма. В 1932 году под влиянием своей возлюбленной Эльзы Триоле (родственницы Лили Брик) порывает с этим течением во имя идеалов коммунистической партии. Сюрреалистический и досюрреалистический период творчества Арагона представлен книгами «Анисе, или панорама» (1920), «Парижский крестьянин» (1920), «Свободомыслие» (1924), «Трактат о стиле» (1928). Переломной в его творчестве стала поэма «Красный фронт».

Бретон, Андре (1896—1966) — французский литератор, основатель сюрреализма и лидер этого движения на протяжении многих лет. Проявил себя не только как писатель, но и как теоретик искусства —именно его перу принадлежат манифесты сюрреализма. По признанию большинства критиков, вместе со смертью Бретона умерло и литературное течение, основанное им.

Бунюэль, Луис (1900—1983) — испанский режиссер, на кинотворчество которого сильное влияние оказал сюрреализм. Известен такими фильмами, как «Веридиана» (1961), «Ангел — истребитель» (1962), «Скромное обаяние буржуазии» (1972), «Этот смутный объект желания» (1977), и многими другими. Кроме участия в создании фильма этого режиссера «Андалузский пес», Дали также является соавтором сценария «Золотого века» — первой полнометражной работы Бунюэля, ставшей поводом для огромного скандала.

Гойманс, Камилл (1900—1960) — бельгийский коллекционер и журналист, зачинатель бельгийского сюрреализма. В1925 году приезжает в Париж, где открывает свою художественную галерею, в которой выставляются многие из сюрреалистов, проходит первая парижская выставка Дали. Гойманс участвует в издании сюрреалистических журналов «Корреспонданс» и «Дистанс», но в начале 30-х годов, после банкротства своей галереи, порывает с сюрреализмом и с искусством вообще.

Дадаизм (Дада) — художественное направление ультранигилистического характера, возникшее в Цюрихе в 1916 году. Основатели и активные участники: Тристан Тцара, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Хуго Балль, Марсель Дюшан и др. Главный идейный стержень течения — тотальное отрицание реальности и всего, что только можно отрицать. Дали эта идеология не вдохновляла, кроме того, когда он впервые приехал в Париж, движения Дада уже практически не существовало.

Кревель, Рене (1900—1935) — французский писатель, активный участник сюрреалистического движения. Во время суда над Дали был единственным из группы (кроме Элюара), кто, несмотря на свои коммунистические убеждения, выступил на стороне художника. Кончил жизнь самоубийством при загадочных обстоятельствах, Лорка, Федерико Гарсиа (1898—1936) — испанский поэт, драматург и теоретик. Был близко знаком с Дали во время его обучения в Мадридской академии изящных искусств.

Магритт, Рене (1898—1967) — бельгийский художник, близкий к сюрреализму, чье творчество часто сравнивают с творчеством Дали. Образы картин Магритт полны подсознательных необъяснимых переживаний и страхов.

Миро, Хуан (1893—1983) —каталонский живописец, вначале своего творческого пути был реалистом, но вскоре увлекся движением Дада. Участвовал в сюрреалистических выставках, постепенно осваивая новые для себя области — скульптура, керамика, сценическое оформление. Отношения Миро с сюрреалистами всегда были натянутыми, но до полного разрыва дело так и не дошло.

Рэй, Мэн (Эммануэль Роденски, 1890—1976) — художник, фотограф и кинорежиссер, родившийся в Америке, но значительную часть своей жизни проведший в Европе. Новатор: именно Рэй впервые использует метод аэрографии — творчество при помощи краскораспылителя —и многие другие художественные приемы, получившие впоследствии широкое распространение. Приверженец течения Дада, а чуть позже и сюрреализма. Один из немногих, с кем Бретон и компания вчистую не рассорились.

Сюрреализм — художественное направление, оказавшее существенное влияние на развитие искусства ХХ века. Зародилось во Франции в 1924 году. По определению автора манифестов С. Андре Бретона, «Сюрреализм, сущ., м. р. Чистый психический автоматизм, посредством которого возможно выражение реального функционирования мысли в письменной, устной или любой другой форме. Диктовка мысли без всякого контроля со стороны разума, вне всяких эстетических или моральных ограничений» (Первый манифест сюрреализма, 1924 г.). Сюрреализм — «средство полного освобождения духа и всего, что на него похоже», напишет Бретон годом позже.

Супо, Филип (1897—1990) — французский поэт и прозаик, один из основателей сюрреализма. В тот момент, когда Элюар знакомится с Бретоном, его группа насчитывает всего трех человек, и один из них — Супо. Сын богатого фабриканта, юноша проявляет огромный интерес в первую очередь к искусству. На его средства реализовываются многие сюрреалистические проекты. Однако именно он стал одним из первых литераторов, ушедших из кружка. Произошло это в 1926 году, а наиболее вероятная причина — нежелание сотрудничать с коммунистической партией.

Тцара, Тристан (Сами Розеншток, 1896—1963) — румынский поэт и теоретик искусства, основатель движения Дада и автор его манифестов. Большую часть жизни провел в Париже. Один из главных соперников и недругов Бретона и его группы, хотя периодически примиряется с ними. Целых два раза он и Бретон выясняли отношения между собой посредством кулаков. Говорят, Тцара даже поставил лидеру сюрреализма неплохой синяк под глазом.

Элюар, Поль (Эжен Грендель, 1895—1952) — французский поэт, преодолевший долгий путь от дадаизма до коммунизма. Активный участник группы Бретона, но в 1938 году порывает с ней и сближается с коммунистами. Несмотря на то, что его творчество приобретает социально-политическую окраску, от сюрреалистического прошлого Элюар не отрекается. Незадолго до смерти женится на Доминике Лемор, женщине, которая была младше его более чем на двадцать лет.

Эрнст, Макс (1891—1976) — художник, поэт, скульптор немецкого происхождения. Активный участник движения Дада. В 1922 году приезжает в Париж, где сразу же вливается в художественную жизнь. Автор полотна «Встреча друзей», на котором изображены многие участники литературной жизни тех лет. Несмотря на свои многочисленные изобретения (такие, например, как роман-коллаж), долгое время Макс Эрнст пребывал в относительной безвестности. Первые его выставки в Париже успеха художнику не принесли. Признание пришло только в 1954 году, когда на Бьеннале в Венеции ему был вручен Гран-при. Это, однако, стало причиной его разрыва с сюрреалистами.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»