Р. Баландин. Сальвадор Дали

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Хроника жизни и творчества Сальвадора Дали

1904, 11 мая — в испанской провинции Каталония, в городе Фигерасе близ Барселоны в семье нотариуса дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч родился сын Сальвадор Фелипе Хасинто.

1908-1910 — учеба в муниципальной начальной школе Фигераса, руководимой Эстебаном Трайта Коломером. С 1908 года Сальвадор каждое лето проводит на даче в приморском городке Кадакесе.

1910-1916 — учеба в коллеже Христианских братьев (Испано-французский коллеж Непорочного Зачатия Безьер-Фигерас) с преподаванием на французском языке.

1916-1921 — учеба в старших классах средней школы и в муниципальной художественной школе. Учителем рисования был Хуан Нуньес Вернандес.

1918 — первая выставка работ Дали в театре Принсипаль (Фигерас); поощрительные отзывы в прессе. "Портрет Лусии", няни художника. Пейзажи Кадакеса.

1921 — по заказу муниципалитета Фигераса участвует в оформлении городских праздников. Знакомится с книгой о футуризме.
6 февраля — смерть матери.
"Портрет моего отца" и "Автопортрет с рафаэлевской шеей", выполненные в импрессионистской манере. Сальвадор знакомится с сочинениями и репродукциями картин футуристов.
Осенью зачислен в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.
Декабрь — издан сборник "Общественное обновление" группы, в которую входил Сальвадор, выступающей за победу пролетариата над буржуазией.

1922, январь-февраль — участие в коллективной выставке Каталонской студенческой ассоциации в галерее Дальмау в Барселоне. Благожелательные отзывы в прессе о его работах.
Сентябрь — Дали поселяется в студенческой Резиденции (общежитии) при академии, где сформировались поколения испанских интеллигентов. Знакомство с Гарсиа Лоркой, Луисом Бунюэлем, Рафаэлем Альберти, Мануэлем де Фалья.
Узнает новые направления в искусстве: дадаизм (Ф. Пикабия), декоративизм (Ж. Брак), пуризм (Озанфан и Ле Корбюзье). Суждения и картины Дали быстро становятся известны всему Мадриду.
Декабрь — дон Сальвадор Дали-и-Куси с разрешения папы римского женится на сестре своей покойной жены Каталине.

1923, весна — получив премию за работу по истории искусств и сдав ряд экзаменов, Дали проваливает зачет по технике моделирования.
Первые работы в стиле кубизм.
Октябрь — на год исключен из академии за участие в студенческих волнениях. На короткий срок попадает в тюрьму в Фигерасе за свои публичные коммунистические высказывания.

1924, сентябрь — как вольнослушатель осваивает приемы реалистической живописи в Свободной академии X. Моизеса (Мадрид). Продолжает учебу в академии.
"Портрет Луиса Бунюэля" — в строгой скупой манере, отчасти, подобно "Натюрморту" и "Пуристическомунатюрморту", напоминает стиль Де Кирико.

1925, апрель — Гарсиа Лорка гостит в Кадакесе у семьи Дали.
Лето — серия портретов сестры Аны.
Ноябрь — первая персональная выставка в барселонской галерее Дальмау. "Женская фигура у окна", выполненная отчасти в классической манере, удостоилась похвалы Пикассо.
Картины "Венера и амурчики", серия "Венера и матрос" (заметно влияние Пикассо, кубизма, авангардизма).

1926, апрель — впервые посещает Париж и Брюссель, где в музеях часами изучает фламандскую живопись. Встреча с П. Пикассо. Гарсиа Лорка опубликовал "Оду Сальвадору Дали".
Июнь — сдав несколько экзаменов, Сальвадор дерзко отказывается отвечать на вопросы преподавателей по теории изящных искусств. Он окончательно отчислен из Академии художеств.
Октябрь — в художественном салоне Барселоны показаны "Девушка за шитьем" и "Фигура среди скал". Период перехода от кубизма к сюрреализму. В прессе Дали провозглашает свои новые идеи.
Натюрморт "Корзинка с хлебом", исполненный реалистично и "Натюрморт (приглашение ко сну)", "Композиция из трех фигур (неокубистическая штудия)" — в авангардной манере.
Декабрь — вторая персональная выставка Дали в Барселоне.

1927 — с февраля проходит годичную воинскую службу в родном городе: летом на три месяца находится в отпуске.
Июнь — премьера в театре "Гойя" (Барселона) пьесы Гарсиа Лорки "Мариана Пинеда" с декорациями и костюмами по эскизам Дали.
Август — опубликована в журнале поэма Дали "Виноградная гроздь гонится за рыбкой".
Картины "Мед слаще крови", "Приспособление и рука" предвосхищают переход к сюрреализму.

1928 — Дали, Луис Монтанья и Себастьян Гаш подписывают "Желтый манифест", или иначе — "Каталонский антихудожественный манифест", предшествовавший появлению текстов итальянских футуристов, воспевающих технический прогресс.
В Париже происходят встречи, способствующие стремительному росту популярности Дали; знакомство с Андре Бретоном.
"Сюрреалистическая композиция (курятина для торжественного открытия)", "Мелкие останки", "Тлеющий осел".

1929 — присоединяется к группе сюрреалистов и вслед за А. Бретоном становится идеологом сюрреализма как художественного течения. Во время идейного раскола парижских сюрреалистов Дали остается с Бретоном.
Совместно с Л. Бунюэлем пишет сценарий и участвует в съемках фильма "Андалузский пес".
В картине "Незримый человек" показывает взаимные переходы, скрытые смыслы и контуры предметов. Этот прием станет повторяться во многих последующих работах.
Лето — по приглашению Дали в Кадакес приезжает Поль Элюар с женой Галой (Еленой Дьяконовой) и дочерью. С этой поры Дали и Гала стали неразлучны более чем на полвека.
"Просвещенные удовольствия", "Первые дни весны", "Портрета Поля Элюара", "Загадки желания: "Мою мать, Мою мать, Мою мать", "Великий Мастурбатор", "Два балкона", "Осквернение гостии" демонстрируют идеи, навеянные знакомством с основами психоанализа и толкования сновидений Зигмунда Фрейда.
Осень — в Париже показан фильм "Андалузский пес". На персональной выставке Дали предисловие к каталогу написал А. Бретон; все 11 картин распроданы еще на предварительном просмотре.

1930, январь-март — Дали и Гала отдыхают в поселке неподалеку от Марселя.
Съемки в Париже фильма Дали и Бунюэля "Золотой век", сценарий которого написан в конце прошлого года.
Июль — публикация манифеста "Дохлый осел", где сформулированы идеи двойного воображения и бредовых видений.
Ноябрь — на выставке в Париже одна из картин Дали ("Священное сердце") имела надпись: "Иногда ради удовольствия я плюю на портрет своей матери". Оскорбленный этим осквернением памяти усопшей, отец выгнал его из дома и лишил наследства.
Декабрь — выход в свет книги "Зримая женщина", посвященной Гала.
"Преждевременное окостенение станции" (мотивы одиночества, смены жизненного пути, текучего времени), "Головокружение", или "Башня удовольствий" (сексуальные мотивы), "Незримые лев, конь и спящая женщина" (трансформация образов), "Вильгельм Телль"(фрейдистские фантазии на тему конфликта с отцом).

1931 — статья "Сюрреалистические объекты".
Июнь — персональная выставка в галерее Пьера Коле (Париж).
Сентябрь — лекция "Сюрреализм на службе Революции", где призвал объединить идеи Маркса и Фрейда, отвергая "мерзкие идеалы отечества и семьи".
"Постоянство памяти" — одно из наиболее популярных произведений Дали с текучими часами. "Одиночество", "Старость Вильгельма Телля" (мотивы грехопадения и конфликта с отцом), "Сон приближается (морской пейзаж с кроватью)". "Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на рояле", "Сон" — очередная фантазия на темы фрейдизма.

1932, январь — первая в США выставка сюрреалистов в галерее Жульена Леви. Начало популярности Дали в этой стране.
Май-июнь — вторая выставка Дали в галерее Пьера Колле.
"Параноические превращения лица Галы" — рисунок, показывающий приемы трансформации объектов.
Ноябрь — третья персональная выставка Дали в галерее Пьера Колле.
"Портрет виконтессы Мари-Лор де Ноай — дочери американского банкира Бишофхайма". Маркиз Шарль де Ноай оказывает финансовую поддержку Дали.
"Рождение текучих желаний" — сексуальная фантасмагория. "Яйца на блюде в отсутствие блюда". "Сюрреалистический предмет. Способный измерить мгновенное воспоминание" — фантастический пейзаж с яичницей из двух яиц на сковородке.

1933 — 12 финансовых покровителей Дали образуют "Зодиак", обязуясь ежемесячно выкупать по его картине, обеспечив ему безбедное существование.
Июнь — четвертая выставка Дали в галерее Пьера Колле.
Иллюстрации к "Песням Мальдорора" Лотреамона (Исидора Дюкасса).
"Ретроспективный бюст женщины" (раскрашенный фарфор) — огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчеркивает цену, которой все это дается: на лице женщины полно изъедающих ее муравьев.
"Архитектонический "Анжелюс" Милле" гигантские пластичные фигуры, символизирующие мужчину и женщину, "Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза" — репродукция этой картины Милле перед входом в комнату, где улыбающаяся Гала беседует с кем-то, напоминающим Ленина, а некто, похожий на Максима Горького, с омаром на голове подслушивает у двери. Возможно, и здесь вождь выступает в роли родного отца.
"Загадка Вильгельма Телля" — образ Ленина, похожего на отца Дали, с непомерно удлиненной ягодицей на подпорке. По словам Сальвадора, в руках Телля младенец — это он сам, орущий: "Он хочет меня съесть!" Бретон воспринял картину как пасквиль на покойного вождя.
Статья "Трагический миф об "Анжелюсе" Милле. Параноидно-критическое толкование".
Декабрь — персональная выставка Дали в галерее Жозефа Далмау (Барселона).

1934, январь — официальная регистрация брака Сальвадора и Галы во Франции.
Февраль — на собрании сюрреалистов Дали обвинили "в контрреволюционных действиях, направленных на прославление гитлеровского фашизма и расовых предрассудках, несовместимых с делом пролетариата".
Апрель — выставка рисунков и гравюр Дали к "Песням Мальдорора" в Нью-Йорке.
Май — работы Дали выставлены в галерее Звеммера (Лондон).
Июнь-июль — персональная выставка Дали в Париже.
Октябрь — персональная выставка Дали в Лондоне.
14 ноября — Сальвадор и Гала прибыли в Нью-Йорк.
Ноябрь-декабрь — персональная выставка Дали в Нью-Йорке. Благодаря таланту, шутовству и рекламе Сальвадор обретает широкую популярность в США.
Картины на темы "Анжелюса" Милле: "Атавизм сумерек", "Созерцание арфы". Признание величия работ старых мастеров, в частности Яна Вермера Делфтского. В их стиле выполнены сюрреалистические картины на дереве: "Призрак Вермера Делфтского, способного послужить и столом (феноменологическая формула "Мебели-корма")", "Пейзаж с загадочными деталями", "Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом". В последней — у сидящей на морском берегу спиной к зрителю няни Лусии в теле вырезано окно; рядом — шкафчики с ящичками. Возможно, "окно" подчеркивает призрачность, мнимость образа, лишенного плоти.
"Призрак сексуальной притягательности" — мальчик в матроске и с обручем смотрит на гигантскую рыхлую фигуру на подпорках, составленную из разлагающихся фрагментов человеческого тела, мешков.

1935, январь — сюрреалистический "бал сновидений" в Нью-Йорке перед отъездом четы Дали из США в Европу.
Июль — брошюра Дали "Завоевание иррационального".
Сентябрь — последняя встреча с Гарсиа Лоркой, который называет Сальвадора гением.
"Археологический отголосок "Анжелюса" Милле" — два гигантских полуразрушенных каменных изваяния, напоминающие образы из упомянутой картины. По-видимому, намек на вечное противостояние в единстве мужчины и женщины.
"Портрет Галы" — с лица и со спины — на фоне все той же картины Милле, где образы искажены, а мужчина и женщина находятся в тачке. Но и Гала, с отрешенным взглядом, сидит лицом к зрителю на тачке, а спиной — на прочном предмете. Пожалуй, так показана ее двойственная роль в их союзе.
"Параноидально-критическое одиночество" — автомобиль, увитый растениями, словно выступающий из скалы (по-видимому, вариант на тему оптических "обманок", показывающих на рисунке невозможные в реальности объекты).
Сюрреалистические фантазии: "Всадник по имени Смерть" и "Женщина с головой из роз".
"Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты)" — картина-коллаж, выполненная на бумаге, — была реализована позже в виде реальной комнаты с губами-диваном, глазами-картинами и т. д.

1936 — выставка "Коро — Сезанн — Дали" в галерее Макдональда (Лондон). Работы Дали хорошо распродаются.
Июль — Международная сюрреалистическая выставка в Лондоне. Дали читает лекцию "Подлинные параноидные фантазии" в водолазном скафандре. При этом "погружении в глубины духа" он едва не задохнулся.
Декабрь — Сальвадор и Гала в Нью-Йорке. В Музее современного искусства выставка "Фантастическое искусство, дада, сюрреализм". Персональная выставка Дали в галерее Леви. Рекламный и коммерческий успех художника и его работ.
"Податливое сооружение с вареными бобами" — написано в период тяжелой психической депрессии. Огромное тело, разрывающее себя на части в бредовом экстазе; сбоку маленькая фигурка буржуа (отца?). Позже название он дополнил: "Предчувствие гражданской войны".
"Осенний каннибализм" — два пластичных тела сладострастно поедают друг друга на столе с приоткрытым ящиком.
"Солнечный столик" — светлая картина, навеянная воспоминаниями детства. На песке — пачка сигарет "CAMEL" (реклама?).
Скульптура "Венера Милосская с ящиками" — знаменитая античная скульптура изуродована выдвинутыми из тела ящиками.
"Антропоморфный шкафчик" — из тела лежащего человека выдвинуты несколько ящиков; он тянется рукой к светлым воспоминаниям детства.
"Окраина параноидально-критического города: полдень на задворках европейской истории" — улыбающаяся Гала протягивает зрителю руку с кистью винограда. Конская статуя, показанная сзади, подобна по форме кисти винограда и лошадиному черепу. Силуэт девочки, бегущей на площади со скакалкой, повторяется в звучащем колоколе на башенке. Закрытый сейф с ключом на крышке (символ богатства?), где замочная скважина повторяет силуэт мальчика, стоящего в далекой подворотне. Общее впечатление упадка цивилизации.
"Больной параноик" — фигуры мужчин и женщин, изображающие отчаяние, стыд, горе, складываются в два образа человека с улыбкой идиота.
Август — замучен и убит фалангистами Федерико Гарсиа Лорка.
Декабрьский номер журнала "Time" с портретом Дали на обложке. Сальвадор признавался: "Слава опьянила меня, как весеннее утро".

1937, июнь — Дали по контракту с Э. Джеймсом 12 месяцев пишет картины для него. Закончена поэма "Метаморфозы Нарцисса".
Август — контракт на оформление балета "Безумный Тристан".
"Превращение Нарцисса" — Нарцисс, склоненный и отраженный в воде; рядом, повторяя части его тела, рука держит похожее на его голову треснутое яйцо, из которого пробивается цветок нарцисса. Рядом собака, грызущая кости. На заднем плене мужчина на пьедестале и фигуры обнаженных встревоженных мужчин и женщин.
"Лебеди, отражающиеся в слонах" — превращение в слонов лебедей и сухих деревьев на берегу, отраженных в воде. В стороне фигура мужчины, вдали в море лодка, а на горе крепость.
"Огненный жираф" — бредовые фигуры с ящичками и выростами, подпертыми костылями; жираф с пламенем вместо гривы.
"Сотворение чудовищ" — сложная композиция реальных и бредовых образов с пылающим жирафом в стороне.
"Загадка Гитлера" — маленький портретик фюрера в большом блюде, на сухой ветке телефонная трубка с каплей слюны.

1938, январь — выставка сюрреалистов в Галерее изящных искусств (Париж); картины Дали — на первом плане.
Февраль-март — чета Дали живет в Риме.
Июль — в Лондоне Дали посетил 3. Фрейда, написал его портрет.
Октябрь — работа с Л. Мясиным над либретто "Безумный Тристан" ("Вакханалия"), по словам Дали, "первым параноидным балетом".
"Испания" — шкаф с выдвинутым ящиком; стоящая рядом женщина возникает из множества призрачных фи-гур (рука выписана натуралистично).
"Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря" — подобие вазы с фруктами на столе и пейзаж образуют "составную" фигуру собаки и лицо человека, похожего на Гарсиа Лорку. Если это намек на "Андалузского пса" (Лорка воспринял этот фильм как обидный намек на себя), то кощунственный: к этому времени поэт был убит.

1939, февраль-апрель — чета Дали в США. Персональные выставки.
Оформление витрин, а также павильона аттракционов на Нью-Йоркской всемирной выставке.
"Декларация независимости воображения и права человека на безумие" (протест против искажения заказчиками его первоначальных замыслов).
Бретон составил из букв имени и фамилии Дали анаграмму "Avida dollars"("Жажду долларов"). Окончательный разрыв Дали с сюрреалистами.
Ноябрь — премьера балета "Вакханалия" в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк). Автор оформления и соавтор либретто С. Дали.

1940, апрель-май — персональная выставка в галерее Ж. Леви (Нью-Йорк) с последующим показом ее в ряде городов США.
Август — чета Дали прибыла в США. Сальвадор заявил, что переходит от сюрреализма к классике.
"Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера" — образ философа возникает из фигур двух монашек.
"Лицо войны" — искаженное страданием лицо с черепами вместо глаз и рта, кусаемое змеями.

1941 — "Мягкий автопортрет с жареной грудинкой" — размякшая маска на подпорках, пустые глазницы, кое-где насекомые; кусок нарезанного мяса напоминает фекалии.
"Мед слаще крови" — в облаках фигура обнаженной женщины (с подпоркой) и вдали кентавр, из ягодиц которого растут кусты.
Ноябрь — выставка работ Миро и Дали в Музее современного искусства (Нью-Йорк) с последующим показом в ряде городов США.
Эскиз декораций к балету "Лабиринт", поставленному в Метрополитен-Опера.

1942 — опубликована в США "Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим", имевшая шумный успех и позже переизданная во многих странах. Отзыв А. Моруа: "Посмотрите, что стоит за этим: ум, полный уважения к традициям, и сердце, страстно жаждущее веры". Д. Ору-элл: "Зловонная книга". Оба мнения верны, хотя первое слишком наивное.

1943 — сотрудничество с парфюмерной фирмой Елены Рубинштейн (США). Портрет хозяйки фирмы.
Персональная выставка в галерее "Кнодлер и К°"(Нью-Йорк).
"Геополитическое дитя, наблюдающее рождение нового человека" — любознательному ребенку изможденная мать указывает на вылупляющегося мужчину из мягкой планеты яйцевидной формы. Возможно, женщина олицетворяет европейскую науку. А новый человек рождается в Северной Америке. Аллегория пророчит глобальное владычество США (картина написана в США для американцев).

1944 — опубликован роман С. Дали "Скрытые лица".
"Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг
до пробуждения" — обнаженная женщина безмятежно лежит, находясь в невесомости. Одна из лучших картин Дали.

1945 — находясь в США, Дали писал: "Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года был для меня просто сейсмическим потрясением. С тех пор атом стал излюбленной пищей моего ума". Он словно не заметил чудовищного преступления американцев, спаливших в атомном пекле 200 тысяч жителей двух мирных японских городов,
"Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой" — портрет Галы с архитектурными аналогиями.
"Апофеоз Гомера (Дневной сон Галы)" — фантасмагория, где он использует многие свои приемы и образы; смысл аллегорий путаный; на камне изображены алхимические символы и еврейские письмена.

1946 — выставка "Четыре испанца: Дали, Грис, Миро, Пикассо" в Институте искусств (Бостон, США).
Сотрудничество с американскими кинорежиссерами Хичкоком и У. Диснеем.
"Искушение святого Антония" — святой в пустыне, опираясь на камень, останавливает крестом соблазнительные видения, которые движутся на тонких длинных ногах, похожих на паучьи. На облаке нечто подобное граду небесному и фигура стоящего на коленях человека.
Ноябрь — персональная выставка Дали в галерее "Би-нью" (Нью-Йорк).

1948 — издана брошюра "50 секретов магии мастерства". Завершается она не без ханжества: "Когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел".
Июль — чета Дали вернулась в Европу. Сальвадор встретился с отцом.

1949, ноябрь — на аудиенции Дали преподнес папе Пию XII картину "Мадонна Порт-Льигата": Гала в образе Богоматери, а через тела ее и младенца прорезаны "окно в мир".
"Атомная Леда" — торжество невесомости: обнаженная Гала парит в воздухе; даже морская поверхность отделена от земли.

1950, октябрь — на лекции в Барселоне Дали назвал себя католиком и мистиком.
"Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, осторожно приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды". Вычурное название, а морская поверхность, лишенная массы воды, подобна искусственной пленке.
21 сентября — смерть отца художника Сальвадора Дали-и-Куси.

1951, апрель — публикация "Мистического манифеста".
Сентябрь — участие четы Дали в венецианском карнавале.
"Взрыв рафаэлевской головы" — картина, вдохновленная атомными взрывами: купол пантеона и разлетающиеся обломки образуют подобие головы одной из Мадонн Рафаэля; слева внизу деформированная тачка — из "Анжелюса".
"Христос Сан-Хуана де ла Крус" — распятый Иисус Христос взирает с небес на землю.

1952 — "Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богородицы", в образе которой показана Гала, здесь же (ниже) Христос Сан-Хуана де ла Крус, обилие носорожьих рогов.

1953 — "Распад постоянства памяти" — вариация на тему "Постоянства памяти" с мягкими часами, геометрическими фигурами, носорожьими рогами, скалами мыса Креус, рыбой, лежащей под пленкой, изображающей море... Лежащая голова из "Великого Мастурбатора" расплылась, как кисель.

1954 — ретроспективная выставка работ Дали в трех городах Италии.
Персональные выставки в Нью-Йорке и Денвере.
По свидетельству Дали, в этом году он написал пьесу "Эротико-мистический бред" — для интимного круга; книгу "120 дней Содома прекрасного полоумного маркиза" и начал фильм "Удивительная истории о кружевнице и носороге".
"Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых внезапно создается Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Галы" — попытка автопортрета с пленкой вместо моря и разноцветными шарами.
"Распятие, или Гиперкубическое тело" — трехмерный крест, перед которым вознесен Христос, как бы в магнитном поле, а перед ним Гала в образе Богоматери.
"Содомское самоудовлетворение невинной девы" — округлости стоящей спиной к зрителю женщины (в одних чулках) сопряжены с формами, напоминающими рог носорога, но больше — фаллос.

1955 — договор о совместной работе с театральным художником И. Беа.
Декабрь — лекция в Сорбонне: "Феноменологические аспекты параноидально-критического метода".
"Тайная вечеря" — по мотивам фрески Леонардо да Винчи. Апостолы в позе спящих; стол из каменных плит. Христос, похожий на Галу, указывает вверх на проступающий гигантский образ (Бога-Отца? Святого Духа?), утверждая свое единство с ним. Помещение в стиле модерн (или нынешнего хай-тек) с большими стеклянными окнами.

1956 — "Живой натюрморт", где все предметы в динамике, словно поднятые вихрем; фрейдистские символы.

1958, август — венчание Сальвадора и Галы.
Сальвадор Дали награжден Золотой медалью Парижа.

1959, май — в Ватикане папа Иоанна XXIII принимает Дали.
"Гваделупская Богоматерь" — в пышных одеяниях и вновь похожая на Галу; младенец — по Рафаэлю.
"Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба" — грандиозное по размерам полотно с туманными аллегориями и портретом Галы в образе Богоматери.

1960 — "Божественная комедия" Данте с иллюстрациями Дали.
"Вселенский собор" — фантасмагория с портретами автора и Галы.

1961, август — в Венеции поставлены опера и балет с декорациями Дали.

1962, декабрь — персональная выставка многочисленных и разнообразных работ Дали в Нью-Йорке.
"Битва при Тетуане" — батальная сцена, где два марокканских воина похожи на автора и Галу, которая еще и витает в воздухе; композиция хаотична, а отдельные детали нелепы.

1966 — "Ловля тунца" — крупное полотно с кровавой резней рыбы и античными фигурами, без четкой композиции; реальные рыбаки деловито работают на заднем плане, где стоит едва заметная обнаженная женщина.

1964 — "Перпиньянский вокзал" — во всех случаях две одинокие фигуры на обработанном ими поле толкуются с убогих сексуально-фрейдистских позиций.

1968 — завершение иллюстраций к "Дон Кихоту" Сервантеса.

1969 — приобретен замок Пуболь для Галы, Сальвадор участвует в его оформлении.
Завершение иллюстраций к "Одиссее".

1970 — "Галлюциногенный тореро" — крупное полотно: ряд фигур Венеры Милосской, превращающейся в мужчину, образует лицо тореадора; справа внизу мальчик Сальвадор с обручем, слева вверху "лик" Галы.

1974 — открытие Театра-музея Дали в Фигерасе.

1976 — "Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна".

1979, май — Дали избран во Французскую академию изящных искусств.
Декабрь — ретроспективная выставка в Центре Жоржа Помпиду.

1980, май — ретроспективная выставка в галерее Тейт (Лондон).

1982 — награжден высшими орденами Испании и Каталонии.
10 июня — смерть Галы.
Июль — пожалован титул маркиза Дали-и-Пуболь.

1983, апрель — в Национальном музее современного искусства (Мадрид) выставка "400 работ Сальвадора Дали с 1914 по 1983 год".

1984, март — открытие Фонда Гала-Сальвадор Дали.

1989 — 23 января смерть Сальвадора Дали.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»