Приглашение к астрономии
ПРИГЛАШЕНИЕ К АСТРОНОМИИ
Приближаю глаз к увеличительному стеклу,
итогу долгой, точно рассчитанной
и вместе с тем безотчетной шлифовки.Каждая капелька воды —
цифра.
Каждая капелька крови —
геометрическая фигура.Вглядываюсь
и поначалу ощущаю
лишь трепет собственных век
у поверхности мудрой линзы.
А затем
различаю ясные,
сменяющие друг друга картины,
выстроенные так органически точно,
с таким соблюденьем пропорций,
что каждая мелочь
оказывается самостоятельным организмом,
сотворенным просто и гармонично.Вот палуба белого пакетбота,
где плоскогрудая девушка
учит матросов, пьяных от южного ветра,
плясать блэк-боттом.
На прочих же трансатлантических лайнерах
по утрам, пока не пробили склянки аперитива,
виртуозы чарльстона и блюза
высматривают звезду Венеру
на дне бокалов,
наполненных Джим-коктейлем.Ни капли мути — все это
я вижу подробно и ясно.
А стоит мне захотеть
разглядеть какую-то мелочишку,
изображение начинает расти
и дорастает до крупного плана,
обретая поразительную
пластическую выразительность
и силу.Вот фигурка ватерполистки
на никелированном капоте «Изотты-Фраскини»1.
Но стоит вглядеться в ее левый зрачок —
и он моментально заполнит все поле зренья.
Этот зрачок, единственный, застящий все мироздание,
разверзается передо мной океанской пучиной,
где реют сонмы поэтических вымыслов
и блестящих пластических находок.
За каждой ресничкой
плещется тихая гавань.
Под микроскопом
зрачок — нежный, масляный сгусток туши —
представляется сонмом сфер,
внутрь которых заключена
не то Богоматерь Лурдская2, не то «Евангельский
натюрморт»
Джорджо де Кирико3.Я даже различаю на пачке
едва заметные буковки:
«Мелкое Печенье Высшего сорта», —
и на глаза набегают слезы.Вижу стрелку с надписью
«В сторону де Кирико — к границам
метафизики»,
вижу мелкоячеистую сетку кровеносных сосудов —
немой и подробный план линий подземки.
Однако
мне нет никакого дела
до бытия искрометного лейкоцита —
и алые веточки,
умельчившись сию же секунду,
сливаются в пятнышко,
и опять
из глубин зеркальной воронки
выныривает глаз обычных размеров,
похожий на странный организм,
в котором, разбрызгивая воду и слезы,
плещутся абрисы
рыб-отражений.
Я оторвался от лупы
и снова вгляделся в очертанья фигуры святого.
Не замаранный символами,
Святой Себастьян просто был —
и ему не было равных.
Чтоб безмятежно наблюдать за Вселенной,
потребна высшая объективность.
Я продолжаю свои гелиометрические наблюдения,
прекрасно осознавая, что втянут в
антихудожественную астрономическую орбиту
«Нотисиарио Фокс»4.
А картины —
предлоги к новым поэтическим ощущеньям —
мелькают,
сменяя друг друга.
Вот официантка в баре
крутит проигрыватель и потчует можжевеловой водкой
гонщиков, математически точно
смешавших в моторном масле
игру случая
и темный инстинкт суеверья.Вот автодром — цементное поле.
Если посмотреть сверху,
гонки белых «Бугатти»5,
схожи
с безвольным круженьем
акванавтов под парашютами
в водовороте.Медленные ритмы Жозефины Бейкер
вторят неспешным,
чистым движениям лепестков,
расцветающих на кинопленке.Ветер синематографа!
Белые перчатки Тома Mикса на черных клавишах
так же чисты,
как прощальные свадебные сплетения
рыб,
как кристаллы и звезды Маркусси.Адольф Менжу
в антитрансцендентальном порыве
демонстрирует четвертое измерение смокинга,
а заодно невинность,
столь сладостную в мире цинизма.
Бестер Китон! Вот она,
Квинтэссенция Чистой Поэзии, —
погляди, Поль Валери, полюбуйся!
Постконструктивистский проспект,
Флорида, Корбюзье, Лос-Анджелес,
Совершенная Красота
и гармония прет-а-порте,
стерильные антихудожественные зрелища,
наконец,
ясная идея — ясней не бывает! —
воплощенная в смирной, веселой и бодрой вещице,
бросающей вызов всей этой
прогорклой тухлятине,
что именуют высоким искусством.Лаборатория! Клиника!
Белый кафель
льнет к рентгенограмме.
За стеклами шкафа,
в парах хлороформа,
в чащобе
никелированных веток
и эмалированных стеблей,
дремлет
подобно красавице спящей,
отточенный скальпель.
Журналы Соединенных Штатов
соблазняют нас девочками —
girls, girls, girls —
и глаза разбегаются,
а Ман Рей под солнцем Антиб
прилежно снимает магнолию,
и ее лучезарный облик
сильнее, чем осязаемые выдумки футуристов,
раня плоть, потрясает сердце.Туфли в громадной магазинной витрине
и манекены, манекены — сколько их! — манекены.
Застыв под искусной подсветкой,
тревожат воображенье
бесполые манекены
с шарнирами вместо суставов —
живые, глупые, милые!Как несуразна походка —
вихляются бедра и плечи,
но в жилах
течет обретенная вновь
физиология платья.Следуя за строкою Данте
(не помню, какой)
отправляюсь в путь, созерцая
всевозможные разновидности тухляков —
сиречь
унылых художников, посягнувших на вечность.
Им, тянущим всякое лыко в строку,
не знающим,
что есть расчерченная миллиметровка,
даже не снилась ясность.
За ними толпится семейство,
обретшее произведенье искусства,
чтоб водрузить его на рояль.
Дале конторский клерк,
член корпорации и конгрегации,
доктор психологии и прочая шваль
(глаза бы мои не глядели)...
Но вдруг — усы кассира.
Умиляюсь,
ощущая всем сердцем,
несказанную прелесть
его францисканской души,
и, улыбаясь сквозь слезы,
ложусь на песок.
Размеренно рокоча,
как у ног «Спящей цыганки»6
Таможенника Руссо,волны
накатывают
на берег.Сальвадор Дали, художник.
Кадакес.
Ф. Гарсиа Лорка. Святой СебастьянПримечания
1. «Изотта Фраскини» — марка автомобиля.
2. В 1858 г. в гроте вблизи Лурда, по легенде, было явление Богоматери. См. «Лурд» Э. Золя.
3. Работа 1926 г.
4. «Нотисиарио Фокс» — информационные киновыпуски производства компании «Фокс филм корпорейшн», организатором и владельцем которой был Уильям Фокс (1879— 1952).
5. Марка спортивного автомобиля, названного в честь владельца автомобильного завода, конструктора и спортсмена-гонщика Атторе Бугатти (1887—1947).
6. Картина, написанная в 1897 г., хранится в нью-йоркском Музее ременного искусства.
Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница