Образ Святого Себастьяна
ОБРАЗ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА
Описание
Понимаю, что я в Италии
у подножия мраморной лестницы,
выложенной белыми и черными плитами.
Поднимаюсь
и наверху вижу святого Себастьяна,
привязанного к старой оливе1,
ступни его
попирают обломки капители.
Чем дольше вглядываюсь,
тем страннее кажется его облик,
однако я ощущаю,
что вплоть до малейших подробностей
он ведом мне изначально.
Я не могу сомневаться —
так пронзительно высвечивает каждую черточку
стерильный утренний луч2.Голова святого разделена пополам.
Прозрачную студенистую массу одной половины
опоясывает тонкий никелированный обод.
Другая половина лица
кого-то мне сильно напоминает.
От ободка отходит подпорка —
белоснежная лесенка,
заменившая позвоночник.
На каждой стреле
обозначена температура и, кроме того,
гравирована мелкими буквами надпись
«Любезное приглашение к тромбу».
Чертя мучительно сладостные кривые,
из розового коралла тела кое-где
выбухают вены —
яростно-синие,
как штормящее море у Патинира.Плечи святого,
подобно чувствительной фотопластинке,
порыв за порывом
запечатлели бриз.
Примечания
1. В начале описания Дали имеет в виду картину Мантеньи «Святой Себастьян» из венского музея, однако на ней мученик привязан к колонне, а не к оливе. По всей вероятности, Дали, скорее намеренно, чем случайно, сливает два образа — святого Себастьяна Мантеньи и луврской картины не установленного итальянского художника эпохи Возрождения, которую, в отличие от первой, он видел во время поездки в Париж в апреле 1926 г.
2. ...стерильный луч... — От кубизма Дали унаследовал его ведущий принцип: расчислить, выделить чистую сущность. Этим пафосом проникнуты стихи о святом Себастьяне и ряд последующих статей, опубликованных в «Друге искусства» и развивающих теорию Священной Объективности. От многих ее положений Дали, став сюрреалистом, отказался, но примечательно, что целью своих сюрреалистических изысканий он в итоге объявил аналог Священной Объективности — «победу над Иррациональным», противоречащую установкам Бретона. В статьях Дали и в «Оде Сальвадору Дали», гд е Лорка излагает эстетическую доктрину друга, ее принципы сформулированы в медицинских формулировках («дистиллированные» приборы Дали и «стерильный цветок квадратного корня» Лорки), что связывает теорию Священной Объективности с характерным для сюрреализма мотивом анатомирования : искусство — это клиника, художник — хирург, кисть (слово) — ранящий скальпель, отыскивающий «клубеньки смерти». Сюрреалистический комплекс медицинских мотивов, переосмысленный и трансформированный, присутствует в неоконченной пьесе Ф. Гарсиа Лорки «Публика» (см. Ф. Гарсиа Лорка. Поэзия Проза. Театр. Москва, Дидик, ACT, 2001) и во многих стихотворениях сборника «Поэт в Нью-Йорке» (см. об этом статью Н. Малиновской «Улицы и сны» в сборнике «Iberica. Культура народов Пиренейского полуострова в ХХ веке». Ленинград, 1989).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |