Музей Пикассо (Musee National Picasso)
К северу от улицы Франк-Буржуа расположен музей Пикассо, разместившийся в великолепном особняке Сале XVII в. Здесь собрана самая большая в мире коллекция произведений Пикассо, в которой представлены практически все значимые периоды жизни художника, начиная с 1905 г. Многие из этих работ принадлежали самому Пикассо, а после его смерти в 1973 г. перешли к государству в счет невыплаченных налогов.
Поэтому вы сможете увидеть массу «сырых» работ, позволяющих проследить, как развивалось творчество художника, и заглянуть вглубь души человека, о котором сложено столько мифов. К тому же в собрание входят и картины, которые Пикассо приобрел сам или получил в подарок от современников (например, от Матисса или Сезанна), и его африканские маски и скульптуры, и фотографии художника в мастерской, сделанные Брассаем.
Экспозиция выстроена в хронологическом порядке, начиная с «голубого» периода в творчестве Пикассо и его экспериментов в жанре кубизма и сюрреализма, после чего представлены масштабные полотна художника, рассказывающие о войне и мире и демонстрирующие его позднейшее увлечение темами любви и смерти (оно отражено в изображениях Минотавра и корриды). Вероятно, больше всего в этом музее поражают более личные работы Пикассо — его дети, жены и любовницы, как, например, портрет Ольги (1923), на котором в задумчивости изображена первая жена художника, чье темно-синее платье отражает внутренний настрой.
Вероятно, именно на фоне их разрыва создавалась картина «Женщина в красном кресле», где заметно влияние сюрреализма: трагичное столкновение цветов и гротескно-бесформенное тело женщины говорят об остроте переживаний. Два портрета появившихся позднее любовниц Доры Маар и Марии-Терезии (оба написаны в 1937 г.), выставлены рядом, чтобы продемонстрировать, как по-разному эти женщины вдохновляли Пикассо. Обе запечатлены в одинаковых позах, однако в изображении Маар преобладают четкие линии и яркие цвета, указывающие на страстную, живую натуру, в то время как пастельные тона и мягкие контуры портрета Марии-Терезии говорят о безмятежности и покое.
В музее Также немало гравюр, керамики и скульптур работы Пикассо, что отражает с какой легкостью художник переходил от одного вида искусства к другому. Больше всего взгляд притягивают скульптуры, созданные им из домашней утвари, вроде очаровательной «Козочки» (La Chèvre), чей живот сделан из корзины. Среди других необычных работ — большой бронзовый «Человек с бараном» (1943) — мужчина, несущий брыкающегося барана, словно собираясь принести его в жертву.