Феномен царской семьи
Дело это окутано неким флером необычности уже с самого начала. Не раз и не два более или менее авторитетные исследователи утверждали, что царская семья вовсе не была расстреляна под Екатеринбургом, ее членам удалось скрыться за границей и т. д.
Поэтому, когда останки царской семьи и их приближенных были в конце концов обнаружены, встала проблема их идентификации. Последний этап исследований был начат в 1991 году. Сначала судебные антропологи классифицировали обнаруженные кости, чтобы определить количество скелетов. Их оказалось 9, хотя по хроникам известно, что расстреляно было 11 человек.
Такова была первая неожиданность этого дела. Неужто легенды оказались не вымыслом и кому-то из членов царской семьи удалось выжить?
Чтобы понять, чьи именно останки отсутствуют, все кости были собраны в скелеты, затем исследователи выяснили пол и возраст каждого. Для этого, кроме всего прочего, применили и модернизированный метод компьютерного фотосовмещения, широко используемый в обычной криминалистике. Однако в данном случае этого недостаточно, поскольку многие черепа оказались довольно сильно и, возможно, намеренно разрушены.
Поэтому за основу была принята рабочая версия, что данные останки принадлежат Николаю II, членам его семьи, а также доктору и прислуге. Для более полной идентификации решено было провести дополнительные исследования на молекулярно-генетическом уровне. Судебные медики обратились в Институт молекулярной биологии к кандидату биологических наук Павлу Иванову, который занимается проблемами идентификации личности на уровне наследственного материала.
«Для начала мы выделили достаточное количество материала для анализа, — рассказывал исследователь. — Кстати сказать, для нас достаточным иной раз является и 10—12 г вещества. То есть, говоря иначе, нам нужно всего несколько молекул, чтобы запустить затем процесс их репликации, дублирования. Таким образом можно набрать нужное количество материала и провести его всестороннее обследование».
Первая тактическая задача, которую решили исследователи, — определение пола. Однозначно было установлено, что в группе находятся 5 женщин и 4 мужчины. После этого выявили, что среди 9 скелетов определенно есть группа из 5 человек, находившихся некогда в семейном родстве. Она состоит из отца, матери и троих дочерей. Еще 4 человека не родственны между собой и не родственны никому из семейной группы.
Интернет зоомагазин «Коффчег» предлагает вашему вниманию широкий ассортимент товаров для ваших питомцев. Разнообразные корма, аксессуары, товары по уходу и многое другое. Грамотные продавцы-консультанты помогут вам сделать правильный выбор. Работает система доставки.
Для надежности российские эксперты попросили продублировать свою работу исследователей Великобритании. В том был и еще один дополнительный аспект: как известно, члены королевского семейства, ныне правящего на Британских островах, некогда находились в кровном родстве с семьей последнего царя. Подтвердит ли это анализ?
Свою кровь и образцы тканей для анализа ДНК дал герцог Филипп. Одновременно была проведена эксгумация родного брата Николая II, Великого князя Георгия Александровича. Оба анализа дали однозначный результат — три персоны определенно приходятся друг другу родственниками.
И на заключительном этапе антрополог Сергей Никитин восстановил по черепам скульптурный облик членов царской семьи, в первую очередь мужчины, останки которого, обозначенные № 4, были обнаружены летом 1991 года в яме на Старой Коптяковской дороге.
Таким образом с точностью до 99,9% эксперты установили имена и облик убитых. Это царь Николай И, императрица Мария Федоровна, их дочери Татьяна, Ольга и Анастасия. Среди убитых также опознаны доктор Боткин, сенная девушка Демидова, повар Харитонов и камердинер Труп.
Казалось бы, депо закончено, его результаты можно передавать Государственной комиссии, которая и решит вопрос, когда и где перезахоронить членов царской семьи. Однако все оказалось не так-то просто...
«Не спешите хоронить»... Именно с таким призывом выступила «Комсомольская правда». В открытом письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II журналист Александр Мурзин писал: комиссия создавалась исключительно под «царскую» версию происхождения останков. А ведь многие исследователи истории цареубийства доказывают, что в 1918 году никакого «царского захоронения» на Коптяковской дороге не только не было, но и не могло быть в принципе!
Далее в трех статьях Мурзин, нагнетая ажиотаж и поднимая газетный тираж, доказывал, что точку в данном расследовании ставить рано, что нужно назначить, как минимум, еще одну независимую экспертизу, обязать следствие ответить на все 10 вопросов, которые Священный синод задал комиссии, и т. д. и т. п.
Словом, за этими публикациями определенно просматривалось желание некоторых лиц вместо окончательной точки ограничиться в этом деле лишь многоточием. Зачем? Почему? Давайте попробуем разобраться...
Итак, перед нами два основных варианта. Вариант первый: нашли все-таки останки царской семьи, и за нынешней полемикой скрываются лишь следующие интересы сторон. Одни хотят поскорее завершить и так уж семь лет продолжающееся расследование, стоившее немалых нервов и средств. Другие хотят, чтобы волынка еще играла. Журналист делает сенсацию, себе имя и увеличивает доход своей газете. Его может поддерживать губернатор Екатеринбурга Эдуард Россель, которому невыгодно решение Государственной комиссии о захоронении останков в Санкт-Петербурге (туристы хлынут именно туда), и он хотел бы, поелику возможно, переиграть этот вариант. Пока потянуть время, а там, глядишь, и добиться решения о захоронении останков царской семьи на месте их гибели, где и соорудить соответствующий мемориал для привлечения туристов. И наконец, Священный синод не хотел бы безоговорочно соглашаться с Православной зарубежной церковью, которая уже канонизировала Николая II и его семью. Продолжение экспертизы сохраняет пространство для маневра.
Вариант второй: нашли действительно «не те» кости. Тогда нынешних экспертов, глядишь, погонят в шею, будет назначено новое расследование, на котором можно опять же неплохо подзаработать и создать себе имя. И при этом не так уж важно, будут ли в конце концов найдены искомые останки или дело в очередной раз «зависнет»...
Последнее даже интереснее, поскольку открывает возможность для написания новых научных и псевдонаучных трудов и опять-таки может принести неплохие деньги...
Каким же образом можно наживаться на легендах, мы с вами сейчас и рассмотрим на примере феномена Анастасии.
На экраны США только вышел мультфильм «Анастасия», снятый голливудской киностудией «XX век фокс». Он представляет собой сказочную версию спасения царевны Анастасии — младшей дочери последнего русского царя.
Несмотря на успех у маленьких американцев, эта версия возмутила многих родителей. Дело в том, что главным революционером и злодеем в фильме предстает... Григорий Распутин. Именно он расстреливает царскую семью и он же потом, уже в качестве призрака, злого волшебника, преследует Анастасию по всему свету. Лишь в самом конце фильма он, разумеется, рассыпается в прах, прощаясь по-русски «До свиданья!..» Дескать, мы еще можем встретиться в следующей серии...
«Этот фильм запустил в массовую продажу фальсификацию новейшей русской истории», — разозлились историки. Профессор Пайпс, например, сказал, что такие фантазии являются вредными, поскольку они не только извращают историю, но и отвлекают внимание людей от реальности. «Я, как историк, утверждаю, что вся царская семья была уничтожена, их тела расчленены и сожжены. Фантазии на эту тему, на мой взгляд, бессмысленны».
Однако случай с Анастасией интересен еще и живучестью самого мифа. Фильм в очередной раз напомнил о «загадке Анны Андерсон».
Суть ее заключается в следующем. В феврале 1920 года из холодной воды берлинского канала выловили самоубийцу-неудачницу. Ее поместили в психиатрическую лечебницу и назвали фрейлен Ундекант — фрейлен Незнакомка — поскольку та категорически отказалась отвечать на вопросы, касающиеся ее личности.
Она заговорила лишь через два года. Зато ее откровения сразу вызвали сенсацию мирового масштаба. Пациентка заявила, что она и есть та самая Анастасия — младшая дочь русского царя. Она рассказала, что, дескать, после расстрела в Екатеринбурге ее, раненую, якобы спас солдат по имени Александр Чайковский и привез в Бухарест. Там она вышла за него замуж и родила ребенка, но после гибели Александра оставила младенца в семье мужа и уехала в Берлин.
Эта история стала известна членам царской фамилии. Однако лишь великая княгиня Ольга посетила Анастасию Чайковскую, да и та уехала в смятении: «Глаза вроде похожи...»
Потом клинику посетили еще несколько человек, которые могли бы опознать царевну. Наиболее волнующей оказалась история посещения Алексея Волкова — грума императрицы. Вот что об этом случае сообщает историк Питер Курт.
По внешнему облику Волков не мог с уверенностью сказать, царевна ли перед ним. Кроме того, больная изъяснялась по-немецки и отказывалась говорить по-русски, утверждая, что на этом языке говорили ее палачи и она его больше терпеть не может. Конечно, это вызывало подозрение: было известно, что настоящая Анастасия, напротив, не говорила по-немецки, знала лишь французский и английский языки. И, конечно, русский.
Однако при разговоре Волкова с присутствовавшей на встрече фрау фон Ратклиф, который велся по-русски, стало ясно, что Анастасия понимает суть разговора. Тогда Волков попросил перевести свой вопрос, помнит ли она моряка, который сопровождал ее брата.
— Да, высокий. Его звали Нагорный, — ответила Анастасия.
— А кто был Татищев?
— Папин адъютант.
— Там был еще один моряк, — добавила она, помолчав, — Деревянко.
Волков побледнел, и тон его изменился.
— Вы помните монастырь святого Иоанна?
— Да, — сказала больная, оживившись, — в Сибири. Монахини приходили оттуда петь с нами и с мамой.
— А теперь я хочу задать ему вопрос, — продолжала больная. — Помнит ли он комнату в Петергофе, где мама нацарапала свои инициалы на оконном стекле и в каком году это было?
Волков заплакал и начал целовать ей руки...
Таким образом в Берлине 20-х годов все, кто имел отношение к царской семье, разделились на два лагеря. Одни верили в спасение Анастасии, другие — нет, считая пациентку психиатрической клиники самозванкой.
Наставник царевича Пьер Желард, например, писал: «Больная психиатрической клиники в Берлине ничем не напоминает великую княгиню Анастасию, кроме цвета глаз. Она не узнала многие предметы, принадлежащие царской семье, — например, иконы из Царского Села — и не ответила на многие вопросы, касающиеся частной жизни царской семьи. Она знает кое-что только потому, что начиталась множество книг, включая воспоминания мадам Вырубовой. Она не говорит ни по-русски, ни по-французски, хорошо владеет лишь немецким языком, которого царская дочь не знала».
Однако та же Великая княгиня Ольга Александровна, которая посетила Чайковскую в клинике, сказала после этого мужу: «Она узнала свою няню Шуру и повторила с ней свой детский трюк, когда она прыскала на нее одеколоном. Шура рыдала как дитя. Мой разум не может этого вместить, но сердце говорит мне, что это малышка Анастасия».
Татьяна Боткина, дочь знаменитого врача, погибшего вместе с царской семьей, писала брату Глебу в Америку: «Я не представилась ей, но увидев, что она плохо себя чувствует и хочет лечь в постель, я сказала: «Давайте я вас раздену, как, помните, однажды мой отец вас раздевал?» Она засмеялась и сказала: «Да, когда я болела корью и ваш отец боялся, что я кого-нибудь заражу». Глеб, никто никогда не писал об этом и никто об этом не помнит, кроме нас с тобой».
9 февраля 1928 года Глеб Боткин стоял в Нью-Йоркском порту среди нескольких десятков журналистов, встречавших немецкий корабль, на котором прибыла в США фрау Чайковская. Боткин и его спутник Чарльз Фолли, менеджер композитора Сергея Рахманинова, с трудом отбили ее у газетчиков и усадили в такси. Она поступила под опеку Великого князя Андрея Владимировича и Великой княгини Ксении и в целях конспирации приняла имя Ани Андерсон. Вспоминает племянник Великой княгиня Ксении Давид Чавчавадзе:
— Моя тетя — единственная из рода Романовых провела довольно времени с Ани Андерсон (примерно 6—8 месяцев) и решила, что она — царская дочь. Моя мать, которая общалась с царскими детьми достаточно много и постоянно ссорилась из-за того, что та была выше, хотя они были одного возраста. Так вот, Ани Андерсон сразу же спросила о том, какого роста она сейчас...
Тем не менее многие полагали, что Ани — самозванка. Со временем подозрения все усиливались. Немало способствовал неприятию лже-Анастасии и ее вздорный характер. Она перессорилась и с теми, кто пытался ее защищать. Дело опять-таки кончилось нервным санаторием.
И тут самозванку в первый раз спас Голливуд, снявший о ней фильм. Он прогремел, и пациентка психиатрической клиники стала легендой при жизни.
Почувствовав интерес к своей персоне, Андерсон потребовала суда. Их состоялось даже два. Первый тянулся с 1958 по 1961 год, второй — с 1964 по 1967, но оба процесса самозванка проиграла.
...Конец той истории поставил опять-таки ДНК-анализ. С его помощью было установлено, что Чайковская-Андерсон происходила родом из Польши (отсюда понимание русского языка) и никакого отношения к царской семье не имела.
Тот же факт, что останки двух младших членов семьи не найдены до сих пор, можно объяснить хотя бы так. «Убийцы, как известно, пытались замести следы расстрела и сжечь тела своих жертв, — рассуждает профессор Пайк. — Анастасия, как и Алексей, чьи останки тоже не найдены, были младшими в семье. Они оба были небольшого роста, и я подозреваю, что их тела было легче уничтожить без остатка».
Конец нашей истории обещает поставить государственная комиссия. В тот момент, когда пишутся эти строки, а именно 27 февраля 1998 года, она приняла решение о захоронении останков царской семьи в Санкт-Петербурге, на территории Петропавловской крепости. Похоронят их 17 июля 1998 года, в 80-летнюю годовщину трагической гибели.
Священный синод, впрочем, остался при своем мнении и продолжает собственное расследование...