Дети Мухаммеда и кока-колы
Датской молочной фирме Arla пришлось хуже всех. Сейчас она теряет 1,8 млн долларов прибыли в день, после того как страны мусульманского мира призвали к бойкоту датского сыра и масла. Особенно страдают от накаленной карикатурным скандалом атмосферы производители товаров потребления.
Символы глобализации — от кока-колы до бигмаков — уже давно прижились на площадях Каира, Эр-Рияда или Тегерана. Однако в целом экономический обмен между Западом и Востоком довольно скудный. В то время как развивающиеся страны Азии извлекают выгоду из стремительного роста мировой торговли, Средний Восток в этом не участвует.
На краю мировой экономики
«Мусульманский мир противится глобализации», — говорит Петер Павелка, эксперт по Востоку из Университета Тюбингена. Исламский мир (сюда относятся также Индонезия и Малайзия) сегодня включает в себя 1,5 млрд мусульман.
56 государств с преимущественно мусульманским населением входят в Организацию Исламская конференция (ОИК). «Однако в мировой экономике мусульмане, несмотря на свой демографический и политический вес, находятся с краю», — говорит исламовед Бассам Тиби.
Исламская цивилизация переживала и лучшие дни. В XVI веке на Востоке процветала экономика и торговля. В Европе же — период средневековья как раз заканчивался — царила отсталость, невежество и темнота. Однако в XVII веке ситуация изменилась: одновременно с подъемом Запада произошел закат арабского мира. Почему сейчас мусульмане оказались позади, тогда как другие — европейцы, азиаты — ушли вперед? «Из-за религии», — считают многие европейцы.
Ислам и капитализм несовместимы
«Из-за европейского и американского империализма», — говорят мусульмане. Действительно, люди на Востоке на протяжении столетий сталкивались с постоянным унижением вследствие колонизации и иностранного господства. Они разочаровались в демократической Америке и марксистской России. Именно поэтому исламистским пропагандистам очень легко снова и снова говорить на языке вечно обманываемых. Люди воспринимают глобализацию как унификацию — проводимую западными концернами.
«Ислам и капитализм не переносят друг друга», — постулировал еще тридцать лет назад известный еврейско-французский специалист по исламу Максим Родисон. Не удалось перевести экономическую систему с торговли, то есть меркантилизма, на мануфактуру, т.е. индустриализацию, писал теоретик марксизма. На Западе же соединение кальвинистского христианства, кантианского просвещения и экономики нового времени оказалось удачным для роста и благосостояния.
Нефть делает ленивым и безынициативным
Для мусульманского мира экономические последствия этой истории трагичны: каждый пятый араб вынужден жить на менее чем два доллара в день; рост благосостояния на душу населения в течение последних двадцати лет в среднем ежегодно увеличивался всего на полпроцента. Некоторый рост наблюдается только в африканских странах к югу от Сахары. «Экономически регион находится в безнадежном положении», — говорит специалист по Востоку Павелка.
При этом Ближний и Средний Восток щедро наделен природными ресурсами. Там находится две трети мировых запасов нефти; к 2030 году из-за того, что источники в других регионах иссякнут, его доля увеличится до 50%. А на нефти арабские государства заработали хорошо, особенно за последние три года, когда цена черного золота на мировом рынке сильно возросла.
Однако нефть — это проклятие, а не благословение. Так, например, в Саудовской Аравии треть национального дохода поступает от продажи нефти — и 80% доходов государства. Это делает страны с экономической точки зрения ленивыми и безынициативными. Специалисты называют «петролизмом» зависимость всего региона от торговли нефтью — не только стран, добывающих нефть, но и их сравнительно бедных соседей. Последние получают от богатых государств большие дотации и экспортируют рабочую силу в нефтяные государства. Это делает их более зависимыми, однако это представляется более удобным, чем создание собственной промышленности.
Дубай мог бы стать примером
Нефтяным государствам даже нет нужды взимать налоги, так как они могут наполнять свои бюджеты за счет прибыли от своих нефтяных монополий. Неудивительно, что почти все мусульманские государства управляются более или менее авторитарно, а не в соответствии с принципами правового государства. Ведь граждане, которые платят налоги, требуют, чтобы к их мнению прислушивались. И государствам, которые взимают налоги, пришлось бы позволить своим гражданам зарабатывать деньги в глобализованном мире.
С чего могли бы начаться экономические перемены? Благотворное давление могло бы оказать истощение нефтяных ресурсов. В Дубае, где существуют подобные опасения, просматриваются структурные изменения: страна делает упор на туризм, покупает морские порты по всему миру, развивает сферу услуг и переживает строительный бум. Дубай слывет сегодня «Сингапуром Среднего Востока».
Однако надежда, что Иран или Саудовская Аравия последуют его примеру, очень мала. Даже если бы Запад избавился от нефтяной зависимости и цена на нефть упала — спрос на энергию в Индии и Китае еще долго будет оставаться большим.