Дали жив... в виртуальной реальности
На протяжении своей истории искусство служило различным целям: документировать то, что цивилизация считает культурно значимым, иметь церемониальное или религиозное значение, исследовать новые идеи и средства массовой информации. Художники давно отражают, манипулируют и превращают реальность в фантазии, а выдумки – в правду, исследуя широкий спектр средств массовой информации для передачи своих идей и концепций. Сегодня музеи играют жизненно важную роль в том, как мы интерпретируем и воспринимаем эти идеи, и становятся все более зависимыми от технологий, которые помогают нам ценить искусство.
Виртуальная и дополненная реальность стали широко используемым инструментом для интерпретации идей. Виртуальная реальность – это погружение в технологии. Используя специальные шлемы, наушники, а иногда контроллеры и подставки, VR стремится убедить пользователей в том, что они находятся в каком-то другом месте. Эмоции и фантазия виртуальной реальности являются основоположными принципами технологии. Именно поэтому VR широко используется в индустрии видеоигр. Повышение конкуренции среди ключевых игроков в этой области (например Ubisoft, Crytek, PokerStars и т.д.) направлено на улучшение игрового опыта клиентов. Это способствовало развитию отрасли и привело к проникновению виртуальной реальности в другие области, включая искусство.
Истинные творческие гении всегда находили способ создавать шедевры, опережающие время – от сочинений Бетховена до авангардных работ художников-сюрреалистов – искусство не знает границ. Теперь, посредством виртуальной реальности, появилась возможность оценить работы Сальвадора Дали, воспринимая и ощущая их так, как задумал сам художник. Несколько лет назад, в музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, штат Флорида, был представлен опыт виртуальной реальности, который привлек аудиторию к знаменитой картине испанского художника, написанной в 1935 году – «Археологический отголосок «Анжелюса» Милле». Виртуальная реальность позволила зрителям увидеть работы Дали, как никогда раньше – посетители фактически смогли перемещаться в трехмерной интерпретации шедевра художника.
Идея опыта виртуальной реальности, которая является, пожалуй, самой буквальной реализацией задач сюрреалистов, впервые возникла около 5 лет назад у креативных директоров Goodby Silverstein & Partners Сэма Лучини и Роджера Барэна. Экспериментируя с Oculus Rift, дуэт понял, что гарнитура может ни много ни мало, сделать переворот в мире искусства. Лучини и Барэн сразу же связались с музеем Дали, который быстро согласился внедрить новую технологию. Получившаяся экспозиция представляет собой исследование воображения Дали и его отношений с Уолтом Диснеем – одна из самых ярких работ в области искусства и кино в то время.
«Музей понял, что эта выставка будет прекрасной возможностью попробовать и продемонстрировать опыт виртуальной реальности», – объяснил Лучини. – Что также важно, Дали и Дисней сотрудничали при создании короткометражного мультфильма «Дестино» и в индивидуальном порядке всегда изучали новые способы пересечения инноваций и искусства».
После принятия этого решения, креативным директорам предстояло также выбрать флагманский экспонат для выставки виртуальной реальности. В конечном итоге они остановились на «Археологическом отголоске «Анжелюса» Милле». «Мы попытались представить, как это будет выглядеть: маленький муравей, смотрящий на эти огромные башни», – сказал Барэн. – Мы сразу же начали исследовать картину и нашли цитату Дали о ней: «Я поддался краткой фантазии, в которой вообразил скульптуры двух фигур в Ангелусе Милле, вырезанных из самых высоких скал». Это было идеальное сочетание»».
Несмотря на то, что креативным директорам пришлось тщательно поработать над созданием некоторых частей выставки, большая часть мира, в который погружаются зрители была создана самим Сальвадором Дали. «К счастью, Дали воссоздал многие элементы в других работах, поэтому мы смогли точно отразить их в нашем опыте виртуальной реальности», – отметил Лучини. – С технологической точки зрения, мы хотели создать мир, в котором люди могли бы свободно исследовать картины, и, в конечном счете, предоставили более увлекательный способ познакомиться с искусством».
Что интересно, на этом музей Сальвадора Дали во Флориде не остановился. Так, в апреле прошлого года музей открыл новую программу «Dali Lives», которая предлагает посетителям возможность познакомиться с интерактивной цифровой визуализацией художника. Чтобы увидеть, как сюрреалист оживает нужно всего лишь подойти к одному из экранов, размером с человеческий рост, и нажать на кнопку.
Доктор Хэнк Хайнс, исполнительный директор музея Дали, говорит, что проект был вдохновлен уникальной чувствительностью художника. «Я думаю, что семена этого проекта были посеяны самим художником», – рассказывает он. – Дали не раз высказывался о своей особенной значимости, поэтому легко представить, что, если бы он оставлял какие-либо инструкции или напутствия, этот проект был бы среди них».
Музей привлек к проекту Goodby Silverstein & Partners, креативное рекламное агентство, базирующееся в Сан-Франциско. За полгода две организации собрали кадры, фотографии, интервью и сотни других архивных материалов с изображением покойного сюрреалиста. Они использовали эти материалы для обучения алгоритма ИИ, который «изучил» особенности лицевых движений Дали. Кроме того, были сняты новые кадры с участием актера, похожего на великого художника.
Большая часть языка, используемого ИИ, взята из цитат самого Дали. Но персонаж также может комментировать то, что настоящий Дали никогда не мог бы сказать – например, размышления о текущих событиях или ссылки на местные спортивные команды. Эти элементы достались интерактивной версии Дали от актера.
Хайнс вспоминает одну из самых известных цитат Дали: «Если когда-нибудь я умру, хотя это маловероятно, надеюсь, что люди в кафе будут говорить: «Дали, как-бы умер, но не полностью»».
В некотором смысле можно считать его слова пророческими, ведь музей смог вернуть великого художника к жизни.