11.09.2001 — день, который не изменил ничего?
Прошлогоднюю атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке называют «знаковой», «эпохальный», «поворотным моментом в истории человечества». Но разве существуют в этом мире вещи, которыми можно до корней волос пронять безразличную ко всему человеческую массу?
И всё же сентябрьская трагедия сумела оставить свой отпечаток на другом, более восприимчивом к внешним воздействиям, медиуме.
Интернет среагировал на творившийся ужас гораздо быстрее традиционных средств массовой информации и до сих пор остаётся одним из наиболее доступных и хорошо структурированных хранилищ свидетельств тех дней.
В то время как CNN, EuroNews и отечественные федеральные телеканалы без устали крутили одну и ту же картинку с самолётом, врезающимся в башню Всемирного торгового центра, а нью-йоркские сети фиксированной и мобильной телефонии «лежали», не выдержав огромной нагрузки, в Интернете уже полным ходом шла перекличка между выжившими, их родственниками и друзьями.
Однако самое интересное началось уже после того, как закончился разбор завалов и высокие официальные лица поспешили чётко обозначить свою политику.
В отношении Интернета действия государственного Левиафана оказались до смешного предсказуемыми: всех за решётку, а тех, кто остался — держать подальше от засекреченной информации.
Моментально выяснилось, что государственные сайты содержат массу интересных для террористов данных и началась большая зачистка жёстких дисков и федеральных серверов.
Первым делом, разумеется, закрылся на длительный срок сервер Комиссии по контролю за ядерной энергетикой, содержавший вполне безобидные сведения о местах расположения американских атомных электростанций.
Примерно такая же судьба постигла все государственные ресурсы, завязанные на потенциально интересные для террористов отрасли промышленности, начиная с химической и заканчивая трубопроводным транспортом и национальными телефонными сетями.
А вот реакция «неформальной» части Сети заслуживает куда более пристального (и одобрительного) взгляда.
Начнём с того, что интернетчики оказались очень неплохими и, что самое важное — дотошными, архивариусами. Вскоре после событий в Сети появился ресурс под исчерпывающим названием The September 11 Digital Archive, в котором были собраны тысячи электронных писем, пейджерных сообщений, фото— и видеоматериалов, повествующих о первых часах катастрофы.
Другой проект — The September 11 Web Archive, запустил своего «паука» всего через несколько часов после появления первых сообщений о случившемся.
В течение трёх месяцев паук кэшировал страницы корпоративных, государственных и частных серверов вне зависимости от национальной принадлежности и географического местонахождения, содержащих любую информацию о катастрофе. Здесь уже, впрочем, присутствовало и одно государственное учреждение: Библиотека Конгресса США.
Совместно с Internet Archive и webArchivist.org, организаторам проекта удалось сделать то, что казалось невозможным ещё каких-то десять-пятнадцать лет назад: собрать огромный массив информации, отражающий едва ли не все возможные точки зрения на случившееся.
Сотрудники виртуального архива сознательно отказались от цензуры, но взамен предоставили авторам кэшированных ресурсов возможность блокирования публичного доступа к своим сайтам.
Судя по всему, им пришлось уступить настоятельным требованиям военных и представителей секретных служб, утверждавших, что ряд кэшированных страниц содержит «конфиденциальную» информацию.
Есть в Интернете и другие, не менее интересные ресурсы. В частности, стоит обратить внимание на The Sonic Memorial Project, на страницах которого собрана аудиовизуальная информация, полученная в последний день существования Международного торгового центра.
Проект начал своё существование в октябре 2001 года, когда радиостанция NPR открыла «горячую телефонную линию» в программе Lost and Found Sound.
Слушателям станции, бывшим свидетелями обрушения башни, была представлена возможность самостоятельно рассказать свои нехитрые истории. Всячески приветствовались и «пожертвования» в виде аудиозаписей, сделанных во время катастрофы.
В общем, при желании и некотором упорстве будущий исследователь, которому захочется написать реалистичную и неангажированную летопись тех дней, сможет собрать массу достойной, хотя и несколько сумбурной информации.
И даже всевидящее око государства не сможет помешать ему в этом титаническом труде: слишком много ресурсов, слишком много кэшированных страниц в этой Сети, чтобы даже армия расторопных бюрократов смогла добраться до каждого документа и поставить на нём гриф «для служебного пользования».