А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Ювелирные работы

Ювелирные работы Дали представленные в Театре-Музее в Фигерасе

В 1999 году Фонд "Гала-Сальвадор Дали" приобрел коллекцию ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали и принадлежавших собранию Оуэна Четэма. Для драгоценностей было отведено здание старинного постоялого двора "Фонда Кондаль", также служившего антикварным магазином.

В этом преднамеренно лишенном света зале, оформленном по проекту Оскара Тускетса, демонстрируются и сами ювелирные изделия, и великолепные эскизы к ним, выставлявшиеся Музея. Как писал художник в 1959 году: "Украшенные драгоценностями работы <...> созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполнят своего предназначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом. Его взгляд, его сердце, его ум, сливающиеся воедино и с большим или меньшим пониманием улавливающие намерение создателя, дают им жизнь".

На первом этаже в глубине зала, открывающего выставку, у ведущей на второй этаж лестницы с зеркалами, мы видим картину 1965 года "Апофеоз доллара" [С40], воплощение наиболее значимых тенденций, мифов и наваждений, сопровождавших Дали на протяжении всей его жизни. В левой части картины мы видим профиль Гермеса работы Праксителя, с фигурой Гете в тени носа и портретом Вермеера Дельфтского в изгибе губ, Марселя Дюшана, представленного в виде короля Людовика XIV с лютнистом Ватто на мантии; справа Дали-Веласкес живописует Гала с появляющейся рядом Беатриче Данте, одновременно оборачивающейся двойным образом, скрывающим коленопреклоненного Дон Кихота. Вверху — войска Наполеона, а с другой стороны — воины из сражения при Тетуане. Все эти образы компонуются вокруг витых "соломоновых" колонн балдахина Бернини из базилики Святого Петра в Риме.

Драгоценности образуют оригинальную коллекцию работ, связанных единой идеей и изготовленных нью-йоркской ювелирной мастерской "Алемань и Эртман". Дали пояснял: "Я проектирую, изобретаю, выдумываю, как великие мастера Возрождения, как Рубенс или Дюрер, но когда наступает час исполнения замысла, я всегда, кроме редких исключений, полагаюсь на умение профессиональных мастеров и только слежу за их работой".

Театр-Музей Дали в Фигерасе

Первые задуманные Дали и воплощенные в жизнь ювелирные изделия можно отнести к сюрреалистическому этапу, другие — к мистико-ядерному периоду, а последние включают движение и механику: от мягких часов "Постоянства памяти" (1949) до креста "Свет Христа" (1953) и "Королевского сердца" (1953) [С36], механизма, способного биться.

В этих творениях ювелирное ремесло соединилось с искусством скульптуры и живописи. В большинстве своем эти изделия не предназначены для ношения, и драгоценные камни использованы как художественные элементы, за исключением тех случаев, когда Дали создает рисунок непосредственно на камне. К этому дополнительному приему художник прибегнул в таких работах, как "Ангел вечности", в изделии "Гроздья бессмертия" (1970), "Дафна" (1967) и "Крест ангела" (1960).

В ювелирных изделиях в большей или меньшей степени всегда присутствует символика Дали. Брошь с названием "Постоянство памяти", недвусмысленно воспроизводящая знаменитую картину 1931 года, может послужить тому самым очевидным примером. Эти часы, которым можно приписать столько значении, являются неизменным элементом на протяжении всего творческого пути художника. Ход времени также наглядно присутствует в "Оке времени" (1949): образ глаза уже увековечивался, хотя и в совсем иной манере, в фильме Дали и Луиса Бунюэля "Андалузский пес" (1929), а позднее, в 1945 г., в картине Хичкока "Завороженный". Образ телефона часто появляется в работах Дали; здесь в "Телефонных серьгах" (1949) художник стремится отразить технический прогресс, быстроту современной связи и опасность мгновенного поворота мышления. Вопросы веры, представленные, главным образом, распятием, занимают важное место в ювелирной коллекции. Стоит обратить внимание на отсылки к балету, отчетливо просматривающиеся в работе "Лебединое озеро" (1959), и страсть к визуальным эффектам, проявляющуюся в подвеске "Древо жизни" (1949), в которой в двойном образе просматривается женское лицо. Также следует отметить интерес к мифологии ("Дафна и Аполлон", 1953), всемирной литературе ("Офелия", 1953), эпохе Возрождения — безусловно, к Челлини, но также и к Паоло Уччелло ("Потир жизни", 1965 [С41]), к вопросам бессмертия, к фауне и породам минералов и их антропоморфным проявлениям, к миру народной поэзии ("Рубиновые губы", 1949), к современности и научно-техническим достижениям ("Космический слон", 1961).

И в завершение, стоит упомянуть и другие произведения Дали, в которых присутствуют ювелирные изделия. В эскизах к проекту "Сон Венеры", представленному на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, Дали уже украшал своих сирен и других женских персонажей оригинальными колье из устриц. В холсте "Галарина" [С32], экспонирующимся в Зале Сокровищ, художник запечатлел Гала с великолепным браслетом Фаберже, выписанным с огромным мастерством и точностью, этот же браслет появляется в виде символической змеи на картине "Первородный грех" (1941). В рисунке "Этюд к "Галарине"" [С28], находящемся в зале "Дворец ветра", Дали в мельчайших деталях изображает подвеску на шее Гала. В "Портрете г-жи Изабеллы Стайлер-Тас" (1945) того же периода подробно выписана брошь с рождающейся из дерева фигурой в центре и жемчужинами в нижней части. Этот портрет обязательно вспомнится нам в связи с украшением "Дафна" (1967). Идею жемчужины или камня, подвешенных в воздухе, как на картине Дали "Мадонна Порт-Льигата" (1950), можно связать с творчеством Пьеро делла Франческа.

«Апофеоз доллара», масло, холст, 1965
«Апофеоз доллара», масло, холст, 1965

Зал «Дали. Ювелирные работы»

Зал «Дали. Ювелирные работы»
Зал «Дали. Ювелирные работы»

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»