Безумная жизнь Сальвадора Дали

На правах рекламы:

История кондитерской упаковки

Важнейшим событием в эволюции упаковки для кондитерских изделий стало изобретение способа длительного сохранения пищевых продуктов - консервирования с помощью стеклянных и жестяных банок. В 1795 г. французская Директория объявила награду в 12 тыс. франков тому, кто решит эту проблему. Таким человеком стал Николас Апперт, бывший кондитер и виноторговец, а также изобретатель уксуса. Он высказал предположение, что если пищу готовить прямо в банках и хранить без доступа воздуха, то она будет сохраняться длительное время. Апперт экспериментировал с мясом, овощами и молоком в течение 14 лет, пока добился нужных результатов в изготовлении консервов. В 1809 г. Наполеон лично вручил изобретателю награду за решенную проблему, сказав, что на него произвело большое впечатление качество этих продуктов, удобных для снабжения армии. Однако стать военным секретом этому изобретению не удалось, так как в 1810 г. в Англии Томасом Саддингтоном был запатентован процесс, в сущности аналогичный аппертовскому, за исключением того, что вместо стеклянной использовалась жестяная банка.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Дали и авангард

Четвертого декабря 1919 года Дали отметил в своем дневнике смерть Ренуара, "вне сомнения, лучшего, или одного из лучших французских импрессионистов", добавив: "Этот день должен стать днем траура для всех художников и для всех, любящих искусство и любящих себя"1. Дневник свидетельствует, что по крайней мере до конца 1920 года преданность Дали импрессионизму осталась непоколебимой. Она даже усилилась во время короткого отдыха семьи Дали в Барселоне летом 1920 года, после его первого посещения Дворца изящных искусств, где он был так очарован пейзажами Хоакима Мира (1873-1940), любимого художника его учителя Хуана Фернандеса Нуньеса, что даже не обратил внимания на работы кубиста Андре Лота2. На рубеже веков X. Мир, наравне с Рамоном Пичотом, Исидором Нонелем и другими, принадлежал к "Шафрановой группе", названной так из-за преобладания желтых тонов в их картинах. Впрочем, поздние работы лишь имели более шумный успех, но Дали он впечатлял и раньше. "Один зал, другой, и наконец тот, который стал для меня духовным убежищем — местом, где можно проводить долгие часы. Мир! Мир!.. Неподвижные воды дьявольской прозрачности, золотистые деревья, небо, расцвеченное волшебными цветами... Но куда больше воды, золотых закатов и тенистых садов, впечатляет — цвет, цвет, цвет, цвет! Мир — гений цвета и света, он стоит в одном ряду с великими французскими импрессионистами, преданным учеником которых является"3. По меньшей мере в одной из работ, выполненной Дали в Кадакесе после встречи с X. Миром, проявляется несомненное влияние экстравагантной палитры последнего4.

Но начинались перемены. В начале 1921 года Пепито Пичот привез Сальвадору от его брата Рамона из Парижа подарок. И при нем записку: "Шлю тебе это, чтобы ты понял: в импрессионизме уже нет былой силы". Подарком оказалась роскошно иллюстрированная книга о футуризме, предрекавшая конец импрессионизма. В этой книге, опубликованной в Милане в 1914 году, были напечатаны манифест футуризма и другие зажигательные футуристические тексты, в сопровождении многочисленных иллюстраций работы Боччони, Карра, Руссоло, Балла, Северини и Соффичи5. Приблизительно в 1927 году Дали сказал Себастьяну Гашу, каталонскому художественному критику, что альбом вызвал у него большой интерес и убедил его в том, что футуризм стал достойным преемником импрессионизма6. Таким образом, Рамон Пичот, подтолкнувший в свое время Дали на путь импрессионизма, указал ему новую дорогу. В доказательство, что он усвоил урок, Дали тут же прямо на книге набросал рисунок в футуристическом стиле — рядом с одной из репродукций Карра. Через сорок лет он признал, что целых четыре месяца находился под влиянием Боччони, "который был не только самым значительным живописцем футуризма, но и самым крупным скульптором"7.

Охлаждению Дали к импрессионизму также способствовали два его друга (чуть старше Дали): Хуан Субиас Галтер и Хайме Мауриси Солер, владевшие всей информацией о последних направлениях в живописи и литературе.

Субиас Галтер (1897-1984), ставший впоследствии видным профессором искусств и истории и выпустивший более сорока книг, часто появляется в юношеских дневниках Дали как постоянный участник компании Карме Роже и ее подруги Лолы. Так же как Дали и Хуан Нуньес, он был поклонником Хоакима Мира8. В статье, опубликованной в мае 1921 года в Фигерасе, Субиас упоминает о плакатах гуашью, выполненных Дали для праздника Святого Креста Господня. По мнению критиков, эти работы многим обязаны Ксавьеру Ногесу Касасу (1873-1941), художнику, изображавшему деревенскую жизнь каталонцев. Однако яркие цвета Дали, по его собственному признанию в 1922 году, сильно отличались от палитры старшего мастера. Субиас по достоинству оценил это своеобразие и назвал плакаты превосходными9. "Ярмарка в день праздника Святого Креста Господня" (1921) дает представление о том, каковы были те работы.

Мауриси Солер (1898-1981), талантливый поэт, в девятнадцать лет основал в Фигерасе еженедельник "Alt Emporda" ("Верхний Ампурдан"), каждый номер которого содержал обзор литературы, написанный самим Солером, и рубрики, посвященные искусству. Газету отличал сильный прокаталонский дух публикаций10. В начале 1920 года Мауриси посвятил одну из страниц номера новой европейской поэзии. Обзор включал отрывки из лекции Аполлинера "Новый дух и поэты" (прочитанной в 1917 году), переводы на каталанский язык Пьера Реверди, Филиппа Супо, Альбера-Биро, Поля Дерме, Маринетти и вызвавшую большой интерес "Футуристическую поэму" одного из великих каталонских бунтовщиков от литературы, Хуана Сальвата-Папассэйта, который какое-то время был любимым поэтом Дали11. Здесь же можно было познакомиться с несколькими сомнительными "рецептами" из манифеста футуристов, один из которых наверняка привлек внимание Дали: восторг "рискованных прыжков"12. Мауриси и Дали стали друзьями, и в 1921 году Сальвадор выполнил несколько эскизов обложек для его книг 13.

Что касается Барселоны, то здесь у Дали была поддержка в лице дяди Ансельмо Доменеча, владельца издательства "Вердагер": он поставлял племяннику новые книги и журналы, держа его в курсе последних событий художественной жизни каталонской столицы. Святая святых столичного искусства того времени была галерея Хосефа Далмау (1867-1937), одного из друзей Доменеча, уроженца индустриального города Манреса. Будучи художником, Далмау в молодости находился под впечатлением от стиля Ар Нуво и успешно выставлял свои картины в кафе "Четыре кота" в Барселоне в 1898 году (то была его первая и последняя выставка как художника). Как и большинство его соратников, Далмау любил Францию и прожил в Париже с 1901 по 1906 год. Осознав, что он не рожден для профессиональных занятий живописью, Далмау вер-иулся в Барселону и стал антикваром, коллекционером и торговцем предметами искусства. Он открыл свой салон сначала на Каррер дель Пи, а в 1911 году перебрался в более просторное помещение на улицу Портаферисса, 18, вблизи бульвара. Здесь в 1912 году он организовал первую в Испании выставку кубистов, на которой были представлены работы Мари Лорансен, Альберта Глеза, Жана Метценже, Хуана Гриса, Ле Фоконье и Марселя Дюшана, чья работа "Обнаженная, спускающаяся по лестнице, номер 2" стала событием сезона14.

Во время Первой мировой войны Далмау оказывал поддержку некоторым зарубежным художникам, нашедшим убежище в нейтральной Испании, и выставлял их работы. В 1916 году он открыл одну из первых в мире выставок абстрактного искусства, которая прославила Сергея Шаршуна. Тогда же Далмау организовал персональную выставку Альберта Глеза. В 1917 году под его патронажем начал издаваться авангардистский журнал "391", главным редактором которого стал франко-кубинский художник Франсис Пикабиа. В 1918 году Далмау организовал выставку Хуана Миро, испытавшего большое влияние кубистов, представленных на выставке 1912 года; и в октябре-ноябре 1920 года устроил широкий показ работ французского авангарда — среди сорока пяти художников, чьи работы были представлены, особое внимание привлекали Брак, Грис, Липшиц, Леже, Метценже, Миро, Глез, Дерен, Лот, Матисс, Пикассо, Ван Донген, Диего Ривера и Северини15. Энергия Далмау, пропагандиста современного искусства, была неистощимой. "Если Барселона когда-нибудь займет видное место в истории авангарда, — писал критик Хайме Видаль Оливерас, — то это будет исключительная заслуга Далмау"16.

Маловероятно, чтобы Дали видел какую-либо из довоенных или военного времени выставок Далмау; не встречается в его дневниковых записях октября-ноября 1920 года и упоминаний о выставке французского авангарда, проходившей в то время в галерее Далмау. Однако 17 октября 1920 года состоялся страстный диалог Дали с Хуаном Субиасом, только что вернувшимся из Барселоны. "Мы говорили об Эль Греко, о русской революции и о Пикассо, — записал он в дневнике, — а потом о метафизике и кубизме". Трудно представить себе, что Субиас, ценитель искусства, не посетил только что открывшуюся выставку в галерее Далмау. Возможно, он даже показал Дали роскошный каталог с многочисленными иллюстрациями17.

В сохранившихся юношеских записях не упоминается о Пикассо вплоть до лета 1922 года, когда Дали отмечает, что великий художник Пикассо стал одним из его "пристрастий"18. Это действительно так. Дали с головой окунулся в работу, оставив позади свое увлечение импрессионизмом.

Примечания

1. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 48.

2. Felix Fanes, Note 259 to Dali, Un diari: 1919-1920, pp. 217-218.

3. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 121.

4. Список рисунков см.: Dali, Ninots. Ensatjos sobre pintura, 1922, quoted by Anna Maria Dali, Noves imatges de Salvador Dali, pp. 29-30.

5. На титульном листе альбома написано: Boccioni, futurista. Pittura, scultura, futuriste (dinamisto plastico), con 51 reproduzioni quadri sculture di Boccioni-Carra-Russob-Balla-Severini-Soffici, Edizioni Futuriste di "Poesia", Milan, Corzo Venezia, 61, 1914.

6. Письмо Гашу без указания даты воспроизведено в книге последнего: L'expansio de l'art catala al топ, p. 146.

7. Santos Torroella, La tragica vida de Salvador Dali, p. 47.

8. Valles i Rovira, Diccionari de l'Alt Emporda, p. 329; Dali, Un diari: 1919-1920, passim. Субиас стал комиссаром по делам искусств при Каталонском правительстве во времена Республики. Именно он предложил превратить бенедиктинский монастырь Сант-Пере де Рода в национальный памятник.

9. Joan Subias, "Cartells. A Salvador Dali Domenech", Alt Emporda, Figueres, 2 May 1921, p. 1. Репродукции работ Ногеса см.: El Noucentisme. Un projecte de modernitat (catalogue), pp. 129-130, 142-143, 183-185, 327. О критике см.: Felix Fanes's note 365, p. 231 to Dali, Un diari: 1919-1920. Опровержение Дали см.: Dali, Minots. Ensatjos sobre pintura, 1922.

10. Valles i Rovira, Diccionari de l'Alt Emporda, pp. 223-224; Teixidor Elies, pp. 165-167, 498-500.

11. Miravitlles, "Encuentros en mi vida, Dali у Bunuel". Мет говорит, что именно Дали познакомил его со стихами Сальвата-Папассэйта, которые они заучивали наизусть.

12. Alt Emporda, Figueres, "La pagina literaria", 17 January 1920.

13. Они воспроизведены в каталоге: Dali en los fondos de la Fundacion Gala-Salvador Dali (см.: "Библиография", разд. 1) и включают в себя обложки для книг: Leon-Paul Fargue's, Per la musica. Poemes (p. 145), translation by Maurici; Maurici, Estrelles caigudes (p. 146), Maurici, Poemes amb ocells (p.147).

14. Catalogue Miro, Dalmau, Gasch (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 49-51. Borras, Picabia, pp. 171-172.

15. AC. Las vanguardias en Catalunya (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 156-157. Обложку каталога Далмау см.: Miro, Dalmau, Gasch (см.: "Библиография", разд. 3), р. 51.

16. Vidal i Oliveras, p. 49.

17. Dali, Un diari: 1919-1920, p. 144. См. воспроизведение этих иллюстраций: AC. Las vanguardias en Catalunya (см.: "Библиография", разд. 3), pp. 156-157.

18. Запись в конце неопубликованной тетради Les cancons del dotze anys (1922), Фонд Галы — Сальвадора Дали в Фигерасе.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
©2007—2024 «Жизнь и Творчество Сальвадора Дали»